Найти тему
Трудный русский

Сложности существования языков Крайнего Севера

В России около сорока коренных народов проживают в районах Крайнего Севера. Список этих народов закреплен законодательно. Северные народы говорят на языках, которые относятся к разным языковым семьям. Многие языки относятся к умирающим, потому что все меньше остается их носителей.

Бо́льшая часть северных языков – тунгусо-маньчжурские: эвенкийский, эвенский, нанайский и другие. Значительная часть – финно-угорские: ханты, манси, вепсский, саами. Ненецкий и некоторые другие относятся к самодийским языкам. Тюркских северных народов много, но они почти все малочисленные, среди них самые крупные шорцы и долганы. Чукотский, корякский и ряд других – это палеоазиатские языки. Камчадалы – это славянский народ. И совсем небольшой язык народа тазы относится к сино-тибетской группе.

Северные народы пытаются вести традиционный – как правило кочевой – образ жизни, но в эпоху глобализации это становится все труднее. Вопрос стоит вообще о том, смогут ли они жить так, как веками жили их предки. Раньше эти народы были защищены суровым климатом от вмешательства в свою жизнь изнеженных жителей более южных регионов, но современные достижения науки и техники делают доступными даже Луну и Марс, не то что наш Крайний Север. Как – и нужно ли? – сохранять традиционный уклад? По этому поводу я судить не берусь. Что можно сделать, чтобы дать этим народам возможность существовать так, как они привыкли? Создавать что-то вроде заповедников тире резерваций? Звучит довольно страшно. И здесь как раз опасны сепаратистские настроения. Потому что иностранные акулы империализма сожрут с потрохами сами малые народы, их земли и богатства их земель.

Но мы же говорим о языках! Беда практически всех северных народов в том, что они вынуждены отправлять своих детей в интернаты, чтобы дать им образование, хотя никто не сомневается, что дети должны расти в родной семье, по крайней мере, в дошкольном и младшем школьном возрасте. А в интернатах, естественно, иногда не хватает, а чаще совсем нет учителей, владеющих родным языком ребенка. Итог такой: либо дети плохо учатся, потому что совсем не знают русского, либо забывают в интернате родной язык. Даже там, где он преподается, часто это не тот, живой язык, на котором говорят дома, а искусственно олитературенный, схематический язык.

Этой проблемой озаботились наши ученые, специалисты Федерального института родных языков народов РФ. Они переработали лучшие практики и на их основе намерены запустить в текущем, 2021 году образовательный сайт, предназначенный для изучения языков коренных народов Севера. На этом портале собираются разместить обучающие программы, игры, интерактивные ресурсы для преподавателей.

Разумеется, этот сайт не поможет детям Севера обучаться на дому – какой интернет в тундре? Даже не во все отдаленные северные школы еще проведен бесплатный высокоскоростной интернет.

Однако разрабатываемый интернет-портал, безусловно, поможет преподавателям лучше знать свой предмет, интереснее и эффективнее обучать ему ребятишек. Он поможет в подготовке самих учителей.

Но что делать, если для некоторых из этих сорока языков до сих пор не разработана собственная письменность, собственная грамматика? И имеет ли смысл их разрабатывать, если носителей языка осталось двести-триста? Говорят, будут разрабатывать. Такие планы есть.

Другие статьи канала

Проблемы корякского языка

Чукотский язык будет жить

#лингвистика #политика #общество #эвенкийский язык #чукотский язык #ханты #манси