Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

"Алалии нет. За границей всем ставят аутизм" - разбираемся, так ли это и надо ли разграничивать диагнозы

Иногда мне доводится видеть такие утверждения и читать комментарии, так что хотелось бы раз и навсегда закрыть эту тему.

В первую очередь вспомним, что такое алалия - в переводе с греческого это частица "а" - (нет) + "лалия" (речь) - то есть, буквально "нет речи", "безречие". Ребёнок с алалией неспособен полноценно овладеть речью без помощи специалистов, при этом он имеет сохранный слух, интеллект и у него отсутствуют какие-либо физиологические дефекты, мешающие говорить.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Термин "алалия" мы встречаем только на постсоветском пространстве - за рубежом ни врачи, ни педагоги им не пользуются. Из-за этого некоторые люди делают выводы, что алалии нет, её тут выдумали. А вот за границей, дескать, аутизм таким детям ставят, особенно, если у них нет понимания речи.

Но... ничего подобного. Просто имеет место разная терминология. В СССР долго была своя номенклатура нарушений и заболеваний. А МКБ-7 начали использовать, и то поначалу ограниченно, только в 60-ых годах. Однако дети с отсутствием речи были всегда и их диагноз надо было как-то называть. Сначала пользовались таким словом, как "слухонемота", а позже его трансформировали в "алалию".

С приходом МКБ наша система номенклатуры начала потихоньку перестраиваться на международные названия. Это было связано, во-первых, с тем, что СССР выходил из такой закрытости, которая была ещё при Сталине, когда наши учёные хоть и сотрудничали с за границей, но про присоединение к чему-либо "буржуйскому" чревато было даже думать. А во-вторых, самим специалистам было удобнее обмениваться опытом, используя одну и ту же терминологию, а не бесконечно путаться в разных словах.

Тем не менее, к 1960-ым уже было по крайней мере два поколения как врачей, так и коррекционных педагогов, которые учились и вырастали как профессионалы, когда у нас в стране массово использовался именно термин "алалия". Собственно, отсюда мы до сих пор часто видим именно это слово, хотя в последние годы нередко можно встретить в заключениях соответствующие МКБ формулировки.

А как же алалию называют за границей?

Можно встретить несколько вариантов.

В МКБ-10 под кодом F80.1 вы найдёте "Расстройство экспрессивной речи" - оно соответствует моторной алалии, когда ребёнок понимает речь полностью или почти полностью, но сам долго не может говорить. Без помощи специалиста первые корявенькие слова у таких детей появляются в 5-6 лет и это ещё неплохо.

Совсем рядом под кодом F80.2 есть "Расстройство рецептивной речи", соответствующее сенсорной алалии - ребёнок не понимает речь, но может говорить. Правда это не сильно спасает ситуацию - без понимания речи из сенсорного алалика сыпется "словесный салат" без особой смысловой нагрузки.

Врачи могут ограничиться уже этим, но некоторые берут не только терминологию МКБ, но и начинают писать международное название алалии - "Дисфазия", "Дисфазия развития". Иногда могут уточнять тип: "Дисфазия экспрессивного типа" (моторная алалия) и "Дисфазия рецептивного типа" (сенсорная алалия).

Не всё ли равно как называть?

Если честно, я тоже считаю, что хоть как называй, наличия проблем у ребёнка это не отменяет. С малышами, у которых любое серьёзное нарушение развития, будут работать +/- одни и те же специалисты и им будут выписываться примерно те же самые лекарства.

Тем не менее, практическая необходимость разграничения диагнозов есть. В первую очередь это связано с тем, что коррекционные сады/школы/классы имеют в каждом случае свою программу и специалистов, поэтому желательно всё же попасть "по адресу".

  • Для алалии критическим дефектом является речь (понимание и говорение). Так как речь не просто средство общения, но и регулятор поведения, у таких детей часто вторично страдает внимание, память, могут быть нарушения поведения. Однако изначально они имеют сохранный интеллект, что при ранней коррекции даёт ребёнку шансы постепенно войти в норму. Проблемы с речью обуславливают необходимость первоочерёдной работы с логопедом и нейропсихологом.

Зачем нейропсихолог? Сама не так давно узнала, что оказывается, бывает разновидность таламической дисфазии, напоминающей сенсомоторную алалию, но без видимого поражения областей Вернике и Брока. Таламус лежит в первом блоке мозга и требует специфической проработки, техниками, которыми на данный момент владеют именно нейропсихологи.

  • Для задержки психического развития (ЗПР) и умственной отсталости (УО) в первую очередь важна работа над высшими психическими функциями - памятью, вниманием, эмоционально-волевой сферой, мышлением. Этими проблемами занимается дефектолог. При нарушениях речи подключается логопед.

На данный момент считается, что при упорной работе ЗПР можно вывести в норму, а вот с УО, к сожалению, так не получится. Тем не менее, хороший дефектолог и сотрудничающие с ним родители в ряде случаев могут очень здорово помочь ребёнку адаптироваться к полноценной, самостоятельной жизни.

  • При аутизме дети сильно отстают по коммуникации. Во многом из-за этого они ничему, в том числе и речи, не могут научиться (кроме детей с синдромом Аспергера, но для них тоже характерны проблемы с общением). Поэтому, по крайней мере на раннем этапе, ключевыми специалистами для такого ребёнка являются хорошие психологи и методики, развивающие коммуникацию, ABA-тераписты.

В дальнейшем стоит ориентироваться на конкретного ребёнка и его трудности, так как у всех аутистов очень разный уровень нарушений и развития. Один может иметь умственную отсталость и параллельно нуждаться в дефектологе, а другому это совсем не надо - он гений-олимпиадник. Но зато ему, скажем, нужна помощь психотерапевта для борьбы с навязчивостями.

Понятное дело, что во всех вышеперечисленных случаях хорошо бы окучить ребёнка всем сразу и по-максимуму, но давайте будем реалистами - государство такую роскошь если и предоставляет, то в ограниченном объёме. Бремя реабилитации лежит в основном на родителях. Учитывая стоимость этих мероприятий и то, что семье, помимо лечения/занятий, нужно как-то жить, мы почти неизбежно сталкиваемся с тем, что приходится выбирать между вещами, требующими вложений уже сейчас, и тем, что "может подождать". Этим моментом тоже объясняется необходимость разграничения нарушений.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Аутичные черты (АЧ) - равно ли это аутизму? О критичных проявлениях аутизма.

Многогранный спектр: чем отличаются синдром Аспергера, высокофункциональный и атипичный аутизм?

Моторная алалия или ЗРР? Ключевые отличия