Этой статьёй я продолжаю цикл материалов о личностных расстройствах. Моя задача – подробно объяснить вам, как и из-за чего развиваются невротическое, пограничное и психотическое расстройства, как их можно диагностировать, что может усугубить ситуацию и как себе помочь.
В прошлый раз мы с вами говорили о том, что пограничная личность может страдать из-за своего состояния, но только в том случае, если у неё не нарушено супер-эго.
Здесь важно пояснить, что наша личность состоит из трёх компонентов:
- ид («оно»),
- эго («я»),
- супер-эго («сверх-я»).
Ид – это инстинкты, эго – я, а супер-эго – правила. У супер-эго возникают проблемы тогда, когда человек страдает антисоциальным расстройством личности как одним из вариантов пограничного расстройства. Правила, которые ему транслировали значимые взрослые, а потом уголовный кодекс или религиозные догматы, так и не стали частью его личности и его нравственного поведения, поскольку, по его мнению, их придумали такие же умные люди, как он, а все остальные дураки ими руководствуются.
Тормоза придумал трус
Людям с антисоциальным расстройством личности совершенно непонятно, что действующие в обществе нравственные выборы и нравственные правила не придуманы «умными людьми», а родились в самом человеке, исходя из его живых переживаний, чувств и потребностей, их родила здоровая психика как адаптивный функциональный механизм построения отношений с жизнью.
Эта справедливость морали и нравственности для человека с антисоциальным расстройством не просто неочевидна – он её отрицает. Отношение к морали такое: «я умный и тоже сейчас придумаю свою собственную мораль, а всех остальных, кто в это верит, буду эксплуатировать».
Антисоциальное расстройство резко ухудшает прогнозы по терапии при любых типах нарушений. Именно «злокачественный» нарциссизм считается почти не поддающимся терапии, потому что лживость, манипуляции, эксплуатация в отношениях с терапевтом будут абсолютно такими же. Как лечить человека, который не правдив и считает себя умнее аналитика, пользуется и манипулирует им? Никак. В европейской и американской традиции такие люди попадают принудительно в психиатрическую клинику или тюрьму после того, как попались на преступлении.
Само основание для морали у человека с антисоциальным расстройством обесценено: он не принимает саму идею морали и поэтому, скорее всего, будет совершать те или иные правонарушения.
Страх последствий
Бывает, что человеком руководит не мораль, а страх наказания, становясь частью болезненного, ригидного, жёсткого, малоподвижного супер-эго. В данном случае речь о другом расстройстве. Такой человек может умом понимать, что он плохой, исходя из принятых в обществе правил, придуманных «дураками», но ему не будет от себя неприятно. Если же у него есть ещё и антисоциальное расстройство, то ему не будет неприятно и оттого, что он делает больно другим.
***
Итак, наша идентичность строится на нашем цельном образе самих себя, включающем хорошие и плохие репрезентации, цельные образы других, также включающие хорошие и плохие репрезентации; длительность этих образов, которые сохраняются вне зависимости от того, что происходит прямо здесь и сейчас. При нарушениях идентичности можно говорить уже не о неврозе, но о пограничном состоянии.
Смотреть лекцию целиком:
Все авторские материалы представлены на сайте: anastasiadolganova.ru