Найти в Дзене

История появления пожарных машин | НПО Пульс

Оглавление

История первых пожарных служб берет свое начало в XVII веке. До этого люди были вынуждены бороться с огнем своими силами, кто как мог. С развитием технического прогресса стали появляться и первые машины на конной тяге с ручными насосами для быстрой доставки воды к очагу пожара.

Мировые разработки

Первая машина для тушения пожаров с паровым насосом была изобретена в 1829 году англичанином Джорджем Брейтуэйтом, инженером-гидротехником по профессии. Она представляла собой мощный насос, подающий водную струю под давлением на высоту до 27 метров, который устанавливался на телегу. В массовое производство изобретение, которое создатель назвал “Новинкой”, так и не пошло.

Упорный ученый продолжил усовершенствование своих изобретений, и в 1832 году явил миру пожарную машину “Комета”. Это была четвертая по счету модель, которую создал талантливый инженер. Средство пожаротушения пошло в серийное производство.

Почти параллельно с этим разработки пожарных машин велись с другой стороны Атлантики, в Соединенных Штатах Америки. К 1840 году Нью-Йорк большей частью состоял из деревянных построек, и пожары там бушевали часто. Именно здесь в 1841 году Пол Рэпси Ходж построил пожарную машину по заказу городской мэрии. Устройство на конной тяге должно было подавать воду на высоту не ниже флагштока нью-йоркской администрации. Ученый блестяще справился с заданием, но его изобретение массовым так и не стало – сказалась высокая конкуренция с более дешевыми и легкими ручными насосами.

-2

Только в 1852 году пожарная служба США приняла на вооружение паромобиль “Joe Ross”, дальностью 45 метров, подающий воду через 120-метровый пожарный рукав. Его сконструировал житель Огайо Моисей Латте. К паромобилю можно было одноваременно подключить от двух до шести рукавов, что в разы увеличивало эффективность и скорость борьбы с огнем. Движущей силой повозки оставались лошади.

Первая самоходная паровая пожарная машина появилась в Германии в 1890 году. Она была выпущена под брендом Юстуса Кристиана Брауна. Спустя 11 лет эта же фирма представила пожарный автомобиль с бензиновым двигателем и разработки самоходной машины, работающей от электрического аккумулятора. Инновационная для своего времени конструкция была громоздкой и развивала максимальную скорость в 30 км/ч. Она перевозила до 12 человек состава пожарной дружины и противопожарное оборудование, но на емкости с водой места не оставалось.

История российских и советских пожарных машин

До 1904 года в Российской Империи к тушению пожаров привлекались только конные бригады пожарных. В мастерских известного производителя карет П.А. Фрезе, изобрели автомобиль, имевший одноцилиндровый мотор мощностью в 9 лошадиных сил, который вмещал до 10 человек, а также стендер, пару лестниц и рукава общей длиной до 170 метров. Производство располагалось в Санкт-Петербурге. Скорость автоматической повозки составляла 15 км/ч, что позволяло прибыть на место ЧП гораздо быстрее, чем конники.

-3

В этом же году другое питерское общество – Леснера – представило широкой публике машину для 14 пожарных с местом для установки цистерны, рукавов и стендера.

Окраска пожарного транспорта в красные цвета с белыми полосами была впервые введена в конце 19 - начале 20 века и сохранилась до настоящего времени.

До Москвы прогресс добрался только к 1907 году, когда появились пожарные машины изобретателей предприятия Густава Листа. Серийное производство такой техники удалось наладить только на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе к 1913 году. Но масштабы выпуска пожарных машин были невелики, к 1917 году на всю Российскую империю их было только десять.

После Революции 1917 года производить пожарную спецтехнику стало некому, все производства оказались разрушенными. До 1922 года, когда было решено закупать машины за границей, приходилось в кустарных условиях ремонтировать подручными материалами остатки былой роскоши.

-4

В 1926 году к выпуску первых советских пожарных машин по образцу зарубежных смогли приступить два предприятия: Ленинградский гидромеханический завод и Миусский механический завод.

Первая серийная модель советского пожарного автомобиля называлась АМО-Ф-15. Средство позволяло перевозить пожарный инвентарь – насос, лестницы, пожарные рукава и прочий инвентарь, парогенератор. Имелись специальные крепления для емкостей с порошком и водой, а также места для команды из 8 человек. Всего с 1926 по 1929 год таких машин было выпущено 308 штук.

В 1932 году в Советском Союзе на базе автомобилей ЯГ-4 и ЯГ-10 появились первые автомобильные цистерны с отличной грузоподъемность, которые могли перевозить до 4,5 м3 воды.

С 1931 машины для пожарной охраны стали выпускаться и на других автозаводах – Московском и Горьковском. Еще через два года появились автолестницы, спецтехника для снежно-пенного и углекислотного тушения.

В 1937 году в СССР был учрежден НИИ Противопожарной обороны , отвечающий за массовый централизованный выпуск пожарной спецтехники.

Современный функционал пожарных машин

К 2021 году парк пожарной автотехники очень многообразен. На вооружении пожарных служб состоят:

  • подъемники и автолестницы;
  • автоцистерны и автонасосы;
  • машины дымогазозащитной службы и насосно-рукавные и т.п.

Модульная система комплектации позволяет не только сделать производство пожарной спецтехники менее дорогим, но и обеспечить расширенный функционал. На одно и то же автомобильное шасси можно устанавливать разные типы кузова.

-5

Автоцистерны и автонасосы являются основными машинами любого пожарного расчета, поскольку оснащаются всем необходимым оборудованием, чтобы эффективно потушить пожар. Автоцистерна перевозит воду, а автонасос позволяет подавать жидкость из водоемов или пожарных гидрантов.

-6

Выдвижная лестница с ростом темпов высотного домостроения также является важным элементов пожарного оснащения. Некоторые экземпляры автолестниц позволяют эвакуировать людей с высоты до 40 этажей.