Найти в Дзене
Коммуникатор

Какие барьеры в коммуникации существуют и как их преодолеть?

Оглавление

Прежде чем углубиться в тему барьеров коммуникаций, давайте посмотрим, как утроен сам процесс коммуникаций и поймем на каких этапах мы и наш собеседник совершаем ошибки.

-2

Как видите на картинке, в процессе несколько шагов. Сначала отправитель информации должен у себя в голове и речевом аппарате или на бумаге (если письменное общение) сформулировать то, что он хочет. Далее закодировать сообщение в понятные слова, смайлики, иероглифы..., потом с помощью выбранного канала коммуникаций (речь, электронная почта, звонок по телефону...) передать сообщение. Адресат его получает (или нет...), декодирует, т.е. пытается понять, что до него хотят донести и если что-то, как ему кажется, не понимает, делает ряд уточнений.

Где же теряется информация?

Везде! На каждом этапе коммуникаций :(

- Мы слышим половину того, что нам говорят
- Мы слушаем половину того, что слышим
- Мы понимаем половину того, что слушаем
- Мы запоминаем половину того, что поняли
- А действуем с учетом половины того, что помним

Посчитали, сколько остается процентов к конце? - Чуть больше 3%!
Посмотрите, как теряется информация на каждом их этапов коммуникации
Посмотрите, как теряется информация на каждом их этапов коммуникации

Коммуникативные барьеры возникают на межличностном уровне: в сообщении отправителя, в обмене мнениями между отправителем и получателем, в выборе носителя (электронная почта, компьютер, официальная речь т.п.). Они зависят от индивидуальных особенностей участников коммуникации, от умения собеседников перекодировать мысли в слова, слушать и концентрировать внимание.

Словарный запас отправителя информации, словарный запас получателя, его способность понимать значение слов, объем запоминания - все играет роль.

Барьеры, связанные с коммуникативными особенностями участников взаимодействия, имеют социальный или психологический характер. Они могут возникать через особые социально-психологические отношения, которые сложились между партнерами (антипатия, недоверие и т.п.), а также через своеобразный «фильтр» доверия или недоверия. Причем фильтр действует таким образом, что абсолютно истинная информация может стать неприемлемой, а ошибочная, наоборот, приемлемой.

Самые распространенные барьеры в коммуникации

• Избегание – от нежелательной информации и ее влияния физически и психологически

• Авторитет – информация существенно обесценивается через субъективное снижение авторитетности ее источника

• Непонимание – тончайший способ снизить влияние информации путем ее искажения до неузнаваемости, предоставление ей нейтрального смысла.

Логический барьер - не находят общего языка.

Фонетический барьер - особенности языка того, кто говорит.

Семантический барьер - отсутствие совпадений в системах значений т.е. смысловой информацией.

Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи и ситуации общения.

Слишком длинные предложения

А также:

Когда нет конкретики в речи
Когда нет конкретики в речи

Если знать эти вещи, то ваше общение с коллегами и домашними будет намного эффективнее.

С чем из перечисленного вы чаще сталкиваетесь?