Пожалуй, Алексея Балабанова можно смело включить в список самых выдающихся режиссеров нулевых. Практически каждая его картина получала внимание и становилась обсуждаемой. Не стал исключением фильм «Груз 200», вышедший на большие экраны в 2007-ом году.
Из-за обилия «нелицеприятных» моментов картина подверглась жесточайшей критике. Несмотря на то, что в наши дни цензоры закрывают глаза на многие режиссерские «вольности», фильм получил рейтинг «21+» и в некоторых городах был не допущен до проката.
Чтобы понять скрытый, а может и прозрачный смысл «Груза 200», необходимо немного освежить память. Все события происходят в эпоху СССР, а именно в 1984-ом году.
В эпицентре повествования оказывается молодая девушка по имени Анжелика. Во время ночной вечеринки она в компании Валеры, жениха своей подружки, отправляется в поисках алкоголя. Так дорога заводит парочку на ближайший хуторок.
Валерий оказывается в доме Алексея, где напивается и благополучно забывает про Анжелику. Через определенный промежуток времени девушка устает ждать и приходит в дом. Там она сталкивается с Антониной, которая прячет героиню в бане прекрасно понимая, что пьяный Алексей может начать домогаться.
Вскоре на горизонте появляется фигура милиционера Журова, который вместо того, чтобы спасти Анжелику от Алексея, совершает чудовищное злодеяние. Он жестокого расправляется с Сунькой — единственным человеком, вставшим на пути милиционера. После Журов насилует бедняжку бутылкой и похищает.
Он привозит ее к себе, заявив умалишенной матери, что Анжелика теперь его невеста. Поначалу девушка сопротивлялась, пытаясь напугать Журова своим женихом-десантником. Тем временем гроб с телом того самого десантника-афганца попадает в руки милиционера-психопата, который вместо захоронения кладет разложившееся тело рядом с прикованной Анжеликой.
Алексея без разбирательств обвинили в смерти Суньки, приговорив к смертной казни. Супруга Антонина, принимает решение расправиться с виновником и с оружием приходит в гости к Журову, убивая его. На фоне жуткого трупного запаха и общей шокирующей картины Антонина увидела Анжелику, однако вместо помощи просто ушла, оставив ее в компании сумасшедшей старухи, матери Журова.
Так в чем же смысл фильма и концовки в целом?
В «Грузе-200» Балабанов хотел показать одну из частей жизни в СССР. Он хотел продемонстрировать пьянство, беззаконие и равнодушие — грязные человеческие пороки, о которых старались не вспоминать.
Анжелика воплощала собой образ обыкновенного народа, который смирился с действительностью и прекратил борьбу. Милиционер Журов сопоставлялся с людьми, обязанными охранять закон. Но вместо этого они активно пользуются положением и творят беззаконие.
Однако Балабанов не хотел всецело посвящать фильм прогнившей системе — он преследовал более глубокий мотив, который к великому сожалению сумели увидеть далеко не все.
Можно сказать, что Анжелика стала неким символом Родины. Погибший десантник Николай представляет собой армию, не защитившую ту самую Родину. Милиционер Журов — некий прообраз Запада, подчиняющий Родину, а сам «Груз 200» — это и есть все негативные проявления СССР. Фильм не только показывает необходимость перемен, прямо указывая это финальной песней Виктора Цоя.
Он учит нас избавляться от равнодушия и безразличия, которые в свою очередь плавно перетекают в безнаказанность и вседозволенность.