Найти тему

Творческий путь Микеланджело Буонарроти

Оглавление

Разглядывая произведение искусства, мы не задумываемся о том, как и при каких обстоятельствах оно было сотворено, не вспоминаем создателя, не размышляем о причинах, побудивших изобразить что-то именно таким способом, не узнаем, при каких исторических моментах оно было сделано. А ведь именно подробности и детали создают целостность созданного, открывают нам с другой стороны произведения искусства, где существует не только красивая картина или безупречная скульптура, а где рассказывается история творческого свершения.

Поэтому важно иногда интересоваться биографией художника или же причиной создания произведения.

Портрет Даниэле да Вольтерра, ок. 1544
Портрет Даниэле да Вольтерра, ок. 1544

Микеланджело Буонаротти (1475-1564) – гениальный скульптор эпохи Возрождения и не менее гениальный живописец, хотя от последнего титула он бы с радостью отказался.

Жизнь Микеланджело была не очень радостна, несмотря на всеобщее признание и почитание его таланта. Но все невзгоды жизни – постоянные материальные трудности, отсутствие помощников, непонимание со стороны семьи, упреки в бездейственности, – Микеланджело пропускал мимо себя. Он жил в собственном мире мрамора, во всепоглощающей и постоянной работе; на другое у него просто-напросто не было времени.

Детство и учеба

Микеланджело родился в 1475 году в городе Капрезе. Из-за преждевременной смерти матери он был отдал кормилице – жене каменотеса. Именно там, на вершинах гор, в кругу рабочих-каменотесов, Микеланджело познакомился с камнем, овладел резцом, научился работать с глиной.

Его отец Людовико Буонарроти – обедневший флорентийский дворянин, который, несмотря на жизненные неудачи, очень гордился своим аристократическим происхождением. Из-за финансовых трудностей глава семейства не смог поддерживать материальное благополучие своей семьи так, как требовало их положение в обществе. Поэтому намерение Микеланджело поехать во Флоренцию, чтобы изучать искусство и стать скульптором, поначалу было воспринято как предательство всего рода Буонарроти. Дело в том, что художник для того времени – это не творец и гений, а рабочий, который обслуживает знатных господ. Работать руками было сродни прислуге.

Тем не менее в 1488 году Микеланджело уехал учиться. Его первый учитель, Доминико Гирландайо (1448-1494), не принимал микеланджеловское изображение нагих людей, говоря о непристойности и непрофессионализме такого подхода. Такая оценка его творчества и постоянные упреки со стороны учителя не помешали Микеланджело идти к своей смутной цели, понимая только то, что он должен творить и создавать. В период своего ученичества он копировал произведения Джотто и Мазаччо, но даже в ранних работах уже замечаешь скульптурное изображение тела человека.

Учился он у Гирландайо год, после чего перешел к Бертольдо ди Джованни.

Бертольдо ди Джованни (1420-1491) – итальянский скульптор, состоявший на службе у Лоренцо Великолепного в садах Медичи. Он обучал своих учеников работать с мрамором, а также был хранителем античных произведений искусств, находящихся у Лоренцо.

Именно там Микеланджело заметил Лоренцо Великолепный (1449-1492) – глава Флорентийской Республики и истинный покровитель искусств, который взял его к себе в дворец Медичи для дальнейшего обучения. Лоренцо хотел создать школу живописцев и скульпторов, уделяя большее внимание именно скульптуре. Он переживал, что много есть хороших и гениальных художников, а скульпторам не уделяется достаточного внимания. Поэтому он обратился к Доминико Гирландайо с просьбой прислать ему мастеров именно по части скульптуры. Так Микеланджело и попал в сады Медичи.

Чезаре Джоччи. «Юный Микеланджело высекает Голову фавна»
Чезаре Джоччи. «Юный Микеланджело высекает Голову фавна»

Первая работа Микеланджело в Садах Медичи – голова Фавна, которая утрачена. Не работая раньше с мрамором, он поразил своим мастерством Лоренцо.

Микеланджело. «Мадонна у лестницы», ок. 1490-1491
Микеланджело. «Мадонна у лестницы», ок. 1490-1491
Микеланджело. «Битва кентавров», 1492
Микеланджело. «Битва кентавров», 1492

Творческие успехи и признание

Дальнейшие годы жизни Микеланджело – годы непрестанного упорного труда, не только во Флоренции, но и в Болонье, Венеции, Риме. С постоянными возвращениями в любимую Флоренцию.

1494-1495 – жизнь в Болонье у мессера Франческо Альдовранди, одного из шести правителей города. Восхищенный талантом Микеланджело, он приютил его у себя дома, всячески поддерживая его стремления и уверенность в работе.

Как-то раз, посетив гробницу святого Доминика, Альдовранди указал Микеланджело на нехватку двух мраморных фигур в гробнице, предложив мастеру создать недостающие скульптуры.

Микеланджело. «Ангел», 1494-1495
Микеланджело. «Ангел», 1494-1495
Микеланджело. «Святой Петроний», 1494-1495. Вы только посмотрите на складки одежды!
Микеланджело. «Святой Петроний», 1494-1495. Вы только посмотрите на складки одежды!

1496 год, Рим. Микеланджело знакомится там с коллекционером произведений искусств Якопо Галли, который также, как и многие другие, восхищался работами Микеланджело. Он заказал скульптору статую Вакха (хотя многие источники говорят о том, что статую заказал кардинал, в последствии отказавшись от нее; только после завершения ее приобрел банкир Якопо Галли).

Микеланджело. «Вакх», 1497
Микеланджело. «Вакх», 1497

Двухметровая скульптура, которая считается первым шедевром Микеланджело. Вакх – бог вина, поэтому он изображен с гроздьями винограда.

Слава Микеланджело распространилась на весь Рим. В 1497 году он получает заказ от кардинала Руанского: мраморная круглая скульптура с оплакиванием Христа.

Для того, чтобы выбрать подходящий мрамор для скульптуры, Микеланджело на девять месяц уезжает в Каррару – итальянский город, центр по добыче и обработки мрамора. Скульптор самостоятельно занимался поисками подходящего камня, а также следил за транспортировкой мрамора в мастерскую.

В 1499 году Микеланджело заканчивает работу над «Оплакиванием Христа».

Микеланджело. «Оплакивание Христа», 1499. Существует легенда, что Микеланджело специально убил человека или же работал с мертвым телом, чтобы добиться потрясающей реалистичности в создании человеческого тела.
Микеланджело. «Оплакивание Христа», 1499. Существует легенда, что Микеланджело специально убил человека или же работал с мертвым телом, чтобы добиться потрясающей реалистичности в создании человеческого тела.

Интересно, безумно интересно прослеживать весь творческий путь какого-либо художника, скульптора или писателя. Вряд ли посмотришь на «Оплакивание» такими глазами, какими ты смотрел до знакомства с биографией создателя. Это открывает тебе новый мир интерпретаций и раздумий, ты невольно начинаешь вспоминать все те детали, о которых ты читал. Мир искусства открывается с новой стороны. Например, факт: Микеланджело трудно было создавать женские скульптуры. Работая над скульптурой «Оплакивание», он долгое время искал подходящее лицо, гуляя целыми днями по улицам и вглядывался в прохожих.

Или же проследить его путь над задумкой до выполнения скульптуры. Понимаете, Микеланджело девять месяцев выбирал подходящий камень, каждый день поднимался высоко в горы, рискуя своей жизнью. И постоянно, изо дня в день, рассматривал тысячи камней, тщательно выискивая подходящий.

Пьета является единственным творением Микеланджело, которое он подписал. По воспоминаниям Вазари, когда Микеланджело подошел к скульптуре, выставленной в капелле Санта-Петронилла, он услышал разговоры приезжих из Ломбардии, которые утверждали, что «Оплакивание» создал «наш миланец Гоббо». Той же ночью он пробрался в капеллу и вырезал надпись на скульптуре надпись: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил».

1501 году Микеланджело в очередной раз возвращается во Флоренцию. Дело в том, что там уже несколько лет лежала огромная глыба мрамора, прозванная «гигантом», из которой многие скульпторы пытались сделать что-либо достойное, но все неудачно. Последний мастер Симоне из Фьезоле, казалось, окончательно испортил камень, поэтому попечители Санта-Мария-дель-Фьоре решили оставить попытки сбагрить кому-нибудь этого «гиганта». Тут-то и появляется Микеланджело.

Еще в юности Микеланджело понял, что ему больше всего нравится создавать человеческое тело. Чтобы изображать его максимально реалистично, он каждую ночь в течение продолжительного времени ходил в морг и исследовал труппы, где изучал строение человека, запоминал каждый мускул, каждую деталь человеческого тела. И делал бесконечные зарисовки.

Это помогло ему при создании всех его скульптур, в том числе «Давида», которого он создал после трех лет борьбы с никому не нужным мрамором, от которого все отказались.

Микеланджело. «Давид», 1501-1504
Микеланджело. «Давид», 1501-1504

Пятиметровую статую перевозили на площадь Синьории с помощью деревянной башни с канатами, чтобы она легко покачивалась; так, при помощи лебедок ее тащили по гладким бревнам.

В 1505 году Микеланджело получает заказ от папы Юлия II для работы над гробницей. План гробницы поражал своей роскошью и пышностью. Для выполнения работы Микеланджело вновь отправляется в Каррару на поиски подходящего мрамора и усердно трудится семь месяцев, тщательно отбирая камни.

Итог всей задумки – Юлий II вдруг заинтересовался постройкой собора Святого Петра и росписью Сикстинской капеллы, а гробница была забыта и так и осталась в планах. Представляете, как был разочарован Микеланджело?

Только в 1513 году, после смерти Юлия II , Микеланджело осуществил свою задумку, создав фигуры двух рабов и Моисея. И опять, работы не вошли в окончательный вариант злосчастной гробницы. Рабы были подарены Роберто Строцци, а Моисей вошел в окончательный, третий план гробницы 1516 года.

Микеланджело. «Умирающий раб», ок. 1513
Микеланджело. «Умирающий раб», ок. 1513
Микеланджело. «Восставший раб», ок. 1513
Микеланджело. «Восставший раб», ок. 1513
Микеланджело. «Моисей», ок. 1513-1515
Микеланджело. «Моисей», ок. 1513-1515
Окончательный вариант гробницы с Моисеем Микеланджело
Окончательный вариант гробницы с Моисеем Микеланджело

Роспись Сикстинской капеллы

Несомненно, потолок Сикстинской капеллы – шедевр искусства эпохи Возрождения, и это гениальное художественное произведение создал величайший скульптор Микеланджело, который, по правде сказать, рисовать и заниматься фресками совершенно не любил. На протяжении всей работы в Сикстинской капелле скульптор очень очень скучал по мрамору.

-14
-15

С чего все началось?

Был такой архитектор – Донато Браманте, который, как и многие другие архитекторы и скульпторы, завидовал таланту Микеланджело и его близким отношениям с папой. Поэтому, пока скульптор сутками напролет трудился в Карраре, добывая подходящий мрамор для гробницы, Браманте поговорил с папой и намекнул ему на то, что гробницу при жизни строить – плохая примета. Лучше поручить скульптору расписать свод Сикстинской капеллы в память Сикста. С чем Юлий II и согласился. Дело в том, что все знали, что по части фресок Микеланджело не так продвинулся, как по части скульптуры. Именно на это Браманте и рассчитывал. Тем не менее, Микеланджело превзошел все ожидания, поэтому можно даже сказать Донато Браманте спасибо за столь удачную идею.

Микеланджело увлекся идеей о создании гробницы, ему не хотелось заниматься росписью капеллы и на время прекратить работу с мрамором. Он всячески пытался обойти это задание, но Юлий II уговорил (заставил) взяться за работу.

Работа

Для того, чтобы расписать потолок, нужны были подмостья для росписи. Сперва их соорудил Браманте, продырявив весь свод. Тогда Микеланджело придумал, как сделать так, чтобы они не повредили стены, чему научил и Браманте.

Поначалу Микеланджело вызвал своих друзей-художников на помощь, что те показали ему, как правильно работать с фреской. Но результатом их работы был недоволен: он представлял все себе совершенно иначе. Поэтому решил доказать и показать всему миру, что он не менее гениальный художник, чем скульптор.

Работал он в течении четырех лет. Представляете, всего за каких-то четыре года Микеланджело один расписал свод Сикстинской капеллы, каждый день стоя по нескольку часов с поднятой к потолку головой (а не лежа, как многие думают). Из-за этого стояния у него развились многие болезни.

Что же там изображено?

Схема росписи
Схема росписи

Чтобы подробно и точно рассказать о потолке капеллы, не хватит одной статьи, поэтому я расскажу только о замысле и о том, что же все-таки там изображено.

Центр произведения – Сотворение мира до Потопа и опьянения Ноя. Вокруг в люнетах (часть стены, полукруглая, напоминает полумесяц) – предки Христа. На основных сценах – пророки и сивиллы. Цикл завешают библейские истории.

 «Сотворение Адама». Бог дарует жизнь человеку. Тем не менее, они не соприкасаются, т.е. невозможно соединение божественного и человеческого
«Сотворение Адама». Бог дарует жизнь человеку. Тем не менее, они не соприкасаются, т.е. невозможно соединение божественного и человеческого
«Эритрейская сивилла»
«Эритрейская сивилла»
«Пророк Иезекииль»
«Пророк Иезекииль»
«Пророк Исайя»
«Пророк Исайя»
«Опьянение Ноя»
«Опьянение Ноя»
«Всемирный потоп»
«Всемирный потоп»
«Юдифь и Олоферн»
«Юдифь и Олоферн»
«Давид и Голиаф»
«Давид и Голиаф»

Получается, что Микеланджело изобразил создание Богом мира, грехопадение человека, историю человеческих жизней, всемирный потоп и приход спасителя Иисуса Христа.

Каждое изображение связано между собой, все вместе образует полную картину сотворения мира и прихода спасителя.

Страшный суд

Спустя 25 лет Микеланджело возвращается в Сикстинскую капеллу, чтобы изобразить Страшный Суд. Папа Климент VII захотел, чтобы именно Микеланджело изобразил Страшный суд для завершения цикла Старого и Нового заветов.

И вот скульптор опять откладывает мрамор на четыре года и занимается фреской. Правда, в этот раз он работал не так тщательно, уделяя еще время и на создание скульптур для гробницы Юлия II .

Интересно, что, когда папа Павел пришел посмотреть на работу вместе со церемониймейстером Бьяджо да Чезена, последнему не понравилось обилие изображенных нагих людей. По его мнению, такое изображение больше подходит для бань и публичных домов, нежели для капеллы. Микеланджело, гордого и упрямого, задели высказывания папы. В отместку он изобразил голого папу в аду в виде Миноса. Несмотря на всеобщее возмущение, изображение нагого Бьяджо да Чезена в аду сохранилось.

-25

Работа над фреской длилась 4 года – с 1537 по 1541.

В центре – сидящий Христос, Богоматерь, вокруг которых пророки и апостолы.

-26
-27

под Христом – св. Варфоломей с содранной кожей.

Считается, что на содранной коже изображен автопортрет Микеланджело.
Считается, что на содранной коже изображен автопортрет Микеланджело.

У ног Христа – семь ангелов; на одной из сторон – семь смертных грехов; есть грешники и святые люди, воскресенье мертвых, дьявольские лица, человеческие страсти.

Левая сторона. Мученицы, девственницы, блаженные. Преобладают женщины.
Левая сторона. Мученицы, девственницы, блаженные. Преобладают женщины.
Харон (перевозчик душ умерших) и лодка проклятых
Харон (перевозчик душ умерших) и лодка проклятых
Воскресение умерших
Воскресение умерших
Проклятая душа
Проклятая душа

Все соединилось в этой работе. И сразу чувствуется некая скульптурность персонажей, если внимательно разглядывать телосложение.

Но фреска настолько гармонична, настолько каждый персонаж идеально вписал в общую картину что кажется, это произведение было создано за один день.

Интересно, что через 24 года после написания фрески, художнику Даниэле де Вольтерра пришлось "одеть" всех персонажей фрески, потому что Тридентский собор осудил наготу в религиозном искусстве. Микеланджело переделывать фреску отказался (что неудивительно, учитывая то, как ему тяжело далась эта работа).

Личная жизнь

Микеланджело вел жизнь аскета, финансовые успехи его не волновали. Существовать он мог в полупустом помещении, ел он крайне мало. Ему чужды были какие-либо потребности или желания, связанные с материальным миром. Истинное удовольствие и радость вызывал в нем только мрамор, с которым он работал сутками напролет.

Микеланджело писал стихи. Многие из сонетов посвящены его музе, лучшей подруге и вдохновительнице Виттории Колонне – знаменитой итальянской поэтессе. Помимо стихов, ценность представляют его письма к ней, где можно многое узнать о мыслях и чувствах мастера.

Виттория Колонна. Рисунок Микеланджело
Виттория Колонна. Рисунок Микеланджело

Можно с уверенностью сказать, что он был счастлив потому, что нашел то дело, которое заставляло его забывать обо всем на свете, сосредотачиваясь только на работе. Удивительно, как увлеченные люди могут работать по несколько часов в день, выпадая из реального мира, воспринимая только то, что они делают.

Микеланджело боготворил мрамор, говоря о том, что внутри каждой глыбы уже есть скульптура; необходимо только достать его. Он не предавал большого значения своему таланту, отдавая себя целиком власти работы.

«Он не думал больше ни о чем, кроме своего мрамора, не мог заставить себя прервать работу и поесть или переодеться. Его томил лишь один голод – голод по работе, и он утолял его двадцать часов в сутки. Едкая пыль набивалась ему в ноздри, усеивала волосы, делая их снежно-белыми; дрожь, постоянно передававшаяся от резца и молотка, ощущалась сначала в плечах, потом проникала в грудь, в живот, охватывала бедра и колени – она колотила все его тело и отдавалась в мозгу еще долго после того, как он в ликующем изнеможении слепо валился на кровать. Когда молоток изматывал его правую руку, он брал его в левую, а резец в правую, и тот действовал у него с той же уверенной твердостью и чуткой опаской, как и в левой».
Ирвинг Стоун. «Муки и радости»