Найти в Дзене
Газпромбанк

Новый вид мошенничества: как преступники под видом полиции могут украсть ваши деньги

Оглавление

В России распространяется новая схема обмана клиентов банков. Преступники представляются сотрудниками полиции и выманивают у жертв данные для доступа к счетам. Рассказываем, как уберечься от такого мошенничества.

Как обманывают клиентов банков

Представьте ситуацию: полицейский сообщает вам по телефону, что на вас завели уголовное дело по заявлению Центрального Банка России. Чтобы все проверить, нужны данные о ваших банковских счетах и операциях по ним.

Человек, которого обвиняют в преступлениях, да еще и от лица ЦБ РФ, может легко прийти в замешательство. Он пытается оправдать себя — и выдает все данные, которые требуют мошенники. Те связываются с банком и проводят процедуру восстановления доступа к счетам якобы от лица владельца. А затем переводят деньги себе.

Злоумышленники покупают базы с данными потенциальных жертв в интернете или собирают имена и телефоны в социальных сетях и на досках бесплатных объявлений. Обзвоном занимаются целые колл-центры, состоящие из мошенников, которые прошли специальную подготовку. Они знают, как выстраивать разговор и на чем акцентировать внимание, чтобы получить все нужные данные.

Как себя обезопасить

В стрессовой ситуации все мы склонны защищаться и легко можем наговорить лишнего. Но вы ничего не нарушите, если не станете говорить по телефону — даже с настоящим сотрудником полиции. Согласно ст 223.1 УПК РФ, вам должны вручить бумажное уведомление о подозрении в совершении преступления. Все, что происходит до этого, — просто добровольные беседы. К тому же связь в любой момент может прерваться, и вы не можете нести ответственность за это.

Что делать, если вы получили подозрительный звонок:

  1. Узнайте данные сотрудника полиции: его ФИО, место работы и должность.
  2. Уточните адрес и номер кабинета, в котором он работает. Предложите приехать и ответить на вопросы лично.
  3. Положите трубку, а затем найдите в интернете номер дежурной части полиции и свяжитесь с ее сотрудниками. Опишите ситуацию, уточните, действительно ли работает ли в правоохранительных органах тот, кто вам звонил. Получите консультацию о том, что вам делать дальше.

Помните, что сотрудник полиции в любом случае должен оформить ваши показания письменно, а не по телефону.

«Специалисты», которые обзванивают потенциальных жертв, обычно имеют богатый опыт манипуляций и вымогательства. Они могут угрожать и шантажировать собеседника. Или предлагать решить все мирно, но за определенную сумму. Чем короче ваша беседа с мошенниками, тем лучше. В долгом разговоре вас будет проще убедить вас в том, что действительно звонят из полиции, или заставить перевести деньги.

Какие данные нельзя сообщать по телефону

Телефон, мессенджеры и электронная почта — недостаточно безопасные каналы связи. Поэтому не стоит пользоваться ими, чтобы передавать персональные данные или другую важную информацию.

Чаще всего мошенникам нужны:

  • полные реквизиты карт, в том числе срок окончания действия и CVC2/CVV2;
  • логины, пароли, коды доступа из СМС;
  • данные об открытии счетов, их номера, типы, валюты, даты открытия;
  • информация об имуществе и уровне дохода;
  • данные об операциях по счетам;
  • информация об остатках на счетах, срока размещения и процентах по депозитам;
  • паспортные данные;
  • реквизиты организаций: адреса, ОГРН, ОКВЭД, ОКПО, ИНН и т. д.

Что делать, если с вашей карты пропали деньги

Если вы сообщили мошенникам ПИН-код, пароль, CVC2/CVV2 и другие данные для доступа к вашему счету, банк имеет право ничего вам не возвращать. Но если вы не нарушали эти правила безопасности, стоит попробовать получить свои деньги обратно. План действий такой:

  1. Сразу заблокируйте карты или счета, к которым могли получить доступ мошенники: в мобильном приложении, на сайте или звонком на горячую линию банка.
  2. Сообщите в банк о мошенничестве — не позднее чем на следующий день после преступления. Если нужно будет написать заявление в отделении, сохраните копию документа у себя.
  3. Дождитесь решения банка. Операции в России расследуют до 30 дней, переводы за рубеж — 60 дней.
  4. Если банк откажется возвращать средства, требуйте письменное обоснование решения. С ним можно подать заявление в суд.

Многие верят, что мошенники похищают деньги со счетов, используя сложные хакерские схемы и технологии. Однако на самом деле они чаще всего играют на человеческой доверчивости и страхе.

Если вам кажется, что вы говорите с мошенником, сразу положите трубку и перезвоните на горячую линию банка: ее номер указан на вашей карте. Так вы точно обезопасите себя и не лишитесь денег.