Находясь за рулем, люди больше всего беспокоятся за свою безопасность, в связи с чем спрос на электронные системы безопасности постоянно растет.
Помимо безопасности потребители также желают чувствовать себя комфортно во время вождения и требуют создания соответствующих систем, что также способствует росту рынка ADAS. В 2019 году в Евросоюзе было достигнуто предварительное соглашение, исходя из которого с 2022 года включение систем ADAS в основные опции комплектации автомобиля станет обязательным.
Что такое ADAS системы и как они работают?
ADAS ( англ. Advanced Driver-Assistance Systems) - совокупность активных систем безопасности и систем-ассистентов, предупреждающих водителя о возможных проблемах на дороге в режиме реального времени, принимая меры предосторожности и в некоторых случаях беря на себя управление автомобилем. Они позволяют водителю принимать своевременные решения и избегать столкновений.
Принцип работы систем заключается в передаче водителю необходимой информации о различных дорожных ситауциях. Для этого нужны такие электронные устройства, как датчики, видеокамеры и сенсорные дисплеи. Системы могут распознавать свыше сотни опасных ситуаций, которые могут произойти из-за невнимательности водителя. Оповещения производятся с помощью вибраций, звуковых сигналов, текста на сенсорном экране. Програмное обеспечение работает постоянно - во время движения и остановки.
В ADAS входят:
- ACC - адаптивный круиз контроль - система регулирует скорость машины в зависимости от впередиидущего транспортного средства.
- ABS - антиблокировочная система - предотвращает колеса от проскальзывания при резком торможении, тем самым обеспечивая сохранение контроля над автомобилем в экстренных ситуациях. Также обеспечивает более короткий тормозной путь при торможении на сухом асфальте.
- LDWS - система предупреждения о выезде с полосы - определяет ряд движения и предупреждает о выезде из него.
- TSD - распознавание дорожных знаков - посылается предупреждающий сигнал при несоблюдении скоростного режима.
- Система обнаружения пешеходов - предупреждает водителя о нахождении поблизости пешехода. При потенциальном столкновении доводит автомобиль до остановки.
- Система ночного видения - снижает нагрузку с глаз водителя при вождении в темноте, отображая на дисплее окружающие объекты.
Посмотрим, за что отвечает каждое устройство:
1) Радар дальнего действия - адаптивный круиз-контроль.
2) Лидар (лазерный радар) - экстренное торможение, обнаружение пешеходов, избежание столкновений.
3) Камеры: распознавание дорожных знаков, помощь в парковке, объемный вид.
4) Ультразвук: помощь в парковке.
Почему важны эти электронные помощники?
Наблюдается колоссальный рости смертности в результате аварий. Согласно отчету Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в дорожно-транспортных происшестиях погибают почти 1.25 миллиона человек. Смертность в ДТП выше среди подростков.
Основные причины возникновения ДТП:
- Несоблюдение дистанции
- Выезд на полосу противоположного движения
- Превышение скорости
- Нарушение правил обгона
- Вождение в нетрезвом состоянии
По оценкам экспертов вышеперечисленные технологии способны предотвратить в общей сложности около 40% всех аварий пассажирских транспортных средств, 37% травм, возникающих в авариях с участием пассажирских транспортных средств, и 29% всех смертей в авариях с участием пассажирских транспортных средств.
Системы определения препятствий и автоматического экстренного торможения способны предотвратить примерно 14% всех смертельных случаев в автокатастрофах. Также они потенциально способны предотвратить значительное число смертельных случаев, особенно с участием пешеходов и велосипедистов; однако большинство общих аварий, к которым они относятся, являются авариями при заднем ходе, которые редко приводят к смертельномуисходу.
Недостатки ADAS систем
Казалось бы, у таких полезных и интеллектуальных технологий не может быть недостатков. Однако все мы понимаем, что не существует ни одного идеального технического или электронного устройства. Всегда возможен сбой программы и возникновение нештатной ситуации.
Бывают случаи, когда системы ADAS могут выносить неверные суждения. Например, они могут подумать, что к автомобилю приближается другой автомобиль, стоящий на соседней полосе на съезде.
Также, наличие ADAS систем ничего не значит, если водители не включают их. С другой стороны, многие, кто их включают, становятся чрезмерно зависимыми от них и в результате легче отвлекаются. Наконец, высокая стоимость установки отпугивает многих владельцев транспортных средств.
Будущее ADAS систем
По данным Global Edge Soft, в ADAS будущего поколения планируется внедрять беспроводное сетевое подключение для обеспечения связи автомобиля с автомобилем (V2V) и автомобиля с инфраструктурой (V2I или V2X), что будет способствовать росту популярности этих систем. Проще говоря, автомобили смогут общаться друг с другом и через большой мэйнфрейм обеспечить более безопасное, автоматизированное вождение.
Хотя рост инноваций в системах ADAS набрал огромную популярность, рынок испытывал ограничения в продвижении этой технологии в больших масштабах. Одним из самых больших ограничений является масштабируемость и ее огромная стоимость. Внедрение этих систем в большее количество автомобилей заводской сборки требует больших затрат.