Приветствую, друзья!
Меня зовут Елена, я практикующий психолог.
А вы знаете, что нас с вами изучают? В смысле наше потребительское поведение и мотивы покупать. Сейчас активно развиваются такие направления, как психология рекламы и нейромаркетинг, которые и занимаются исследованием факторов, влияющих на принятие решений о покупке. Эти знания используются в рекламе товаров и услуг. Ведь важно не просто проинформировать о товаре и заинтересовать, а сделать так, чтобы среди множества похожих вариантов, мы выбрали нужный.
Но это полбеды. Специалисты утверждают, что реклама формирует наше мировоззрение и скрыто управляет нашей жизнью. И тема эта поистине неисчерпаема, поэтому я выбрала один аспект, о котором и расскажу сегодня. А именно: о том, как реклама манипулирует нашим сознанием через эмоции.
Большинство покупок мы совершаем на эмоциях. Иначе как объяснить, что пошел за хлебом и оставил в магазине ползарплаты? :) Первоочередная задача рекламы — вызвать эти самые эмоции. Потому что когда мы испытываем сильные эмоции, часть мозга, отвечающая за логику не активна.
К примеру, в рекламе нам показывают вечеринку и у нас невольно всплывают в памяти картинки о празднике, встрече с друзьями, веселом времяпрепровождении. Все это сопровождается определенными приятными эмоциями. И тут происходит интересная штука: мы эти эмоции переносим на рекламируемый товар. Формируется устойчивая ассоциативная связь: праздник --> приятные эмоции --> рекламируемый товар --> приятные эмоции. Поэтому в рекламе частенько используются символы, которые будут вызывать разные положительные чувства.
Также для пробуждения сильных чувств, в рекламе часто используются истории. Поэтому информация о продукте или услуге заворачивается в некую эмоциональную легенду и простой слоган. Нас это трогает, цепляет и мы мало того, что хорошо запоминаем рекламируемый товар, мы еще вкладываем в него дополнительный смысл. Например, небезызвестные нам конфеты в кокосовой стружке крепко связаны в нашем сознании с романтикой и возвышенными чувствами. Мы покупаем не конфеты, а признание в любви. Как говорится, вместо тысячи слов…
В продолжение этой же мысли скажу и про ценности. Когда рекламное сообщение строится на наших ценностях, то оно попадает в самое сердце и способно вызвать достаточно сильные эмоции. Ведь ценности – это то, что крайне важно для нас в жизни. Например, семья, дети, здоровье, красота, дружба, свобода, стабильность, спорт и др. Когда мы видим свои ценности в рекламе, то автоматически наделяем ее позитивным смыслом. А критическое мышление в этот момент притупляется.
Для примера давайте вспомним рекламу одного фруктового сока, которая построена на семейных ценностях. Там и взрослые, и дети пьют сок и все это сопровождается забавными историями из жизни семьи и детскими высказываниями. По меньшей мере, эта реклама вызывает улыбку, а по большей — теплые чувства, которые в результате будут ассоциироваться с самим продуктом. Один из диалогов той рекламы в свое время стал крылатым выражением и прочно засел в памяти. Помните? ;-)
- Ты же лопнешь, деточка.
- А ты налей и отойти!
Положительные эмоции — это, конечно, хорошо, но иногда недостаточно для достижения целей рекламной компании. Тогда в ход идет игра на эмоции страха. Как ни странно, но если рекламное сообщение заряжено этой эмоцией, то оно вызовет достаточно сильный отклик у зрителей. Но здесь важна правильная дозировка — слишком сильное давление на страх вызовет защитную реакцию и отторжение, а слабое не возымеет должного эффекта.
Как строится реклама такого типа? Она показывает, что случится что-то плохое и пугающее, если не купить данный товар и не воспользоваться им вовремя. К примеру, нам показывают слабого болеющего ребенка с высокой температурой и говорят, что, мол, купили бы мы витамины раньше, не дошло бы до такого. Или же такой сюжет: кладбище стиральных машин, ржавых и страшных, а в следующем кадре грустная уставшая женщина, собирающая с пола воду и вытирающая пот со лба. И невольно возникает мысль «пойду куплю эту штуку для стиральной машины, от греха подальше...»
Друзья, а какие манипуляции в рекламе вы замечали? Поделитесь в комментариях и давайте обсудим :)