Найти в Дзене

"Ремнетерапия" - разбираемся, как может "помочь" ремень аутистам и не только

Оглавление

Пожалуй, самый частый совет по "лечению" аутизма и не только, который я вижу на Дзене, это "Дайте ребёнку ремня!". Аргументация у таких людей простая, как дверь: "А вот меня РАНЬШЕ били и ничего страшного". Если честно, я не очень верю в это "ничего страшного". По сути мысли, что можно бить ребёнка и "ничего страшного" это уже не ок, так как вряд ли такой человек пойдёт лупить, скажем, начальника, коллегу, друга, за то, что они его не послушали или проигнорировали. Он будет соблюдать дистанцию, вежливость. Хоть и будет обижен, но не подаст виду, а попытается узнать почему что-то сделали не так, как он хотел.

Так почему же дети не заслуживают такого же отношения? Зачем хвататься за ремень? Ответ прост: коллега, начальник или любой другой взрослый на силу может ответить силой, а ребёнок - нет. Ребёнок слаб - его не боятся. Безнаказанность позволяет взрослому не тратить своё драгоценное время на какие-то там объяснения, а моментально "доказать" правоту ремнём и кулаками. И да, как-то не похоже на "ничего страшного" - скорее уж на неуважение к собственному ребёнку.

Между тем, дети, даже имея полностью нормальное развитие, очень чувствительны к любому виду насилия. Поначалу с ними действительно вроде всё хорошо, но со временем:

Может развиться ЗПР - это случается с детьми ультрастрогих родителей, которые не дают и шанса на ошибку. Любой промах преподносится как трагедия. Некоторые доходят до того, что лупят и орут даже за оценку 4 вместо 5. Результатом становится то, что ребёнок начинает бояться самостоятельных действий, а интерес к познанию и учёбе замещается невротическим страхом получить плохую оценку. Но где есть страх, там тормозится развитие интеллекта, так как кортизол (гормон стресса) подавляет работу лобных долей мозга. Родители хотят заставить ребёнка учиться хорошо, но слишком напористым отношением только урезают его способности;

Могут развиться неврозы - в 1939 году в Университете Айовы в США было проведено исследование, которое впоследствии так и обозвали - "Чудовищный эксперимент". Его суть заключалась в том, что несколько десятков детей из сиротского приюта разделили на 2 группы. В одной группе детей хвалили и поощряли на занятиях, связанных с речью и чтением, а в другой высмеивали и жёстко критиковали за любую ошибку. Дети из второй группы в результате эксперимента заработали заикание. От этого позже удалось с трудом пополам избавиться. Но кроме него, ребята приобрели комплексы на всю жизнь - стеснительность, молчаливость, неуверенность в собственной речи. Таким образом, жестокость взрослых по отношению к детям может буквально создавать нарушения из воздуха.

Может вырасти такой же, толерантный к насилию и распространяющий его, человек - опустим совсем уж вопиющие случаи с маньяками/убийцами - такое встречается редко и вряд ли только лишь от ремня. Но кухонные боксёры, абьюзеры и их терпящие побои жертвы встречаются повсеместно. И вряд ли хоть кто-то из них по-настоящему счастлив в своих отношениях.

А если ребёнок ведёт себя плохо просто так, назло? Неужели он не заслуживает взбучки?

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Некоторые дети действительно так делают. Вообще у такого поведения тоже часто бывают причины, самая частая из которых - мало внимания от взрослого. Таким образом ребёнок рассчитывает получить хоть что-нибудь, хоть тумак в свой адрес, лишь бы его заметили. Но даже в таком случае не стоит эти самые тумаки раздавать хотя бы потому, что они ни к чему не приведут - только покажут малышу, что оказывается можно не договариваться, а лупить неугодных и таким образом "решать" проблемы с ними.

А что же стоит делать? Сразу оговорюсь, что никому не навязываю свою точку зрения, но на мой взгляд идеальной является ситуация с лишением чего-нибудь, с постоять в углу/посидеть на стульчике и прочими такими вещами. Это может показаться шантажом и в какой-то мере так оно и есть. Но подобные наказания в отличие от насилия в любой форме:

  1. Не ущемляют достоинство ребёнка;
  2. Приближены к "взрослой" жизни - мы, взрослые, тоже платим штраф, скажем, за неправильную стоянку или теряем какие-нибудь материальные блага, если позволяем себе бить баклуши, там где стоило бы поработать.

То есть, здесь ребёнок получает не кучу комплексов и синяков, а наказание + в каком-то роде тренировку реальной жизни.

А что же делать с детьми, у которых нарушения развития? Может они вообще никакой другой язык не понимают?

Некоторые (обычно это средняя степень умственной отсталости и ниже) действительно могут не понимать и быть агрессивными. Но такого ребёнка тем более надо ограждать от насилия, а не ещё активнее "учить" агрессии тумаками. Целесообразна спокойная обстановка, хорошее обследование здоровья - ему может быть больно (оттого и агрессия), но в силу развития он не может об этом сообщить. Стоит рассмотреть вариант с таблетками, которые уравновешивают настроение и снижают агрессивность.

Дети с особенностями развития, но с нормальным интеллектом, прекрасно понимают многое и без применения силы. Но в случае с аутизмом, например, часты ситуации, когда ребёнок просто не может себя контролировать. В шумной обстановке он может разораться и устроить истерику без видимых на то причин. Почему же так происходит?

Вовсе не потому, что он очень особенный и ему всё можно. Аутисты нередко обладают сверхчувствительной сенсорной системой. Когда они находятся там, где много людей и различных стимулов (шум, свет, касания, тряска и прочее), их нервная система может воспринимать это всё одновременно, не игнорируя второстепенные сигналы. Это приводит к быстрому и сильному утомлению. При этом на ребёнка ещё и давят, требуя хорошего поведения. Его напряжение только растёт, в результате чего мозг в один прекрасный момент попытается сбросить стресс истерикой или стиммингом.

Кстати, про хорошее поведение в таких ситуациях. Один уже взрослый аутист сказал очень хорошее сравнение про требования при сенсорных перегрузках выдавать спокойствие - это как требовать опустить руку в кипяток и улыбаться. А теперь представьте, можно ли ребёнку "с рукой в кипятке" сказать: "Успокойся/не ори/я сейчас по попе дам!" и реально ли это решает какие-то проблемы, а не создаёт новые? Ремень тут тем более ничего не решит. Что ребёнок от него получит? Только добавку к сенсорному перегрузу и недоверие к родителю.

Это не значит конечно, что надо везде стоять, как каменный истукан, мол, поорёт и успокоится, ну а вы, дорогие окружающие граждане, потерпите наши особенности. Нет. Родители таких детей должны искать то, что отвлечет ребёнка. И на самом деле вариантов сейчас довольно много. Раньше это могло быть сильной проблемой, но сейчас шум можно убрать наушниками с любимой музыкой, зрительный перегруз "задавить" телефоном с любимой игрой/видео. Кроме того, если ожидание долгое, можно выводить малыша подышать свежим воздухом или посидеть в спокойном месте, чтобы он мог прийти в себя.

А что насчёт насилия между детьми? Это надо как-то пресекать?

На мой взгляд, его надо профилактировать. Абсолютно точно недопустима травля по любым признакам: особенностям развития, весу, росту, цвету кожи, вероисповеданию и прочим подобным вещам. Травля - это источник потенциальных нешуточных проблем как для её зачинщиков (существует немало прецедентов, когда людей буквально доводили до массового теракта долгими издевательствами), так и для того, кого травят. Кому из родителей нужно, чтобы с его ребёнком что-то случилось? Думаю, никому. Поэтому нужно обязательно объяснять, что такие вещи крайне нежелательны.

Тем не менее, бывают ситуации, когда, на мой взгляд, некоторые конфликты между детьми им даже на пользу, так как учат социальным нормам. Например, дети через драки учатся тому, что лучше поговорить, так как приходит понимание, что ты ударишь - ударят и тебя, а это не очень-то и приятно.

Это сильно видно по разнице между мужчинами и женщинами. Мальчики, видимо, в детстве навоюются и потом предпочитают куда спокойнее решать вопросы и не нарываться лишний раз. Этого не скажешь о многих женщинах, некоторые из которых производят впечатление напрочь невидящих берегов, особенно в адрес мужчин. Часто это идёт от того, что в детстве такой мадам внушили, что "она же девочка" и её бить нельзя, ну а ей можно лупасить кого угодно, но желательно лицо мужского пола - меньше вероятность ответа.

Тем не менее, привилегированное отношение не идёт на пользу никому. Ни мальчикам, ни девочкам, ни детям с особенностями развития. Моё мнение наверное окажется непопулярным, но все дети без исключения должны получать адекватный ответ на свою агрессию, чтобы понимать - это не выход и не способ решения проблем. Работа взрослого тут должна состоять скорее не в чём-то типа: "Ой, не надо трогать - это же Вася!", а в том, чтобы гипотетическому Васе в ответ не прилетело слишком сильно, либо в том, чтобы Вася тут же был наказан приемлемым способом.

Спасибо, всем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Нарушения обработки сенсорной информации (НОСИ) - о том, откуда "растут ноги" у большинства истерик аутистов

Агрессия при аутизме: откуда берётся и как с ней бороться?

"Выученная беспомощность" или почему ребёнок "не может" что-то сделать, хотя на самом деле может