Мопеды марки "Рига" - одни из самых массовых на территории СССР. Компактные транспортные средства имели различные воплощения и стоили недорого, что позволяло найти оптимальный вариант для своих целей. Особой популярностью "Рига" пользовалась у молодёжи, многие модели не нужны было регистрировать, а для их управления не требовалось водительское удостоверение. Немало экземпляров мопедов сохранилось до нынешнего времени, а некоторые из них имеют историческое значение.
Статья будет интересной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!
Первый мопед "Рига-1" был выпущен а Рижском мотозаводе ещё в конце 60-х годов. Первые серии оказались не очень удачными, поэтому модель пришлось доделывать совместно с чехословацкими специалистами из "Явы". Зато уже в середине 60-х объём производства мопедов почти достиг 100 000 экземпляров в год. Затем стали появляться другие версии "Риги". За время существования предприятия было выпущено 17 многосерийных моделей.
Под маркой "Рига" выпускали как мопеды, так и мокики. Мокиком считается двух- или трёхколёсное транспортное средство с двигателем объёмом не более 50 кубов и максимальной скоростью до 50 км/ч. Рижские мокики зачастую были похожи на велосипеды, но имели усиленную конструкцию. Приводить их в действие можно было как за счёт двигателя, так и вращением педалей.
Последние экземпляры "Риги" были выпущены в 1998 году. С тех прошло уже 23 года, но до сих пор на постсоветском пространстве можно найти мопеды, которые идеально сохранились. Один из таких был показан коллекционерами. Техника всё время простояла в гараже, поэтому не имеет пробега в реальной эксплуатации.
Моё внимание привлёк мокик "Рига-30 Мини". Он выпускался на закате Рижского мотозавода, но получил все черты других представителей марки. "Тридцатка" стала логическим продолжением модели "Рига-26", разработанной в 1982 году. Компактный мокик с заявленной максимальной скоростью 40 км/ч весил всего 50 килограммов.
При необходимости часть деталей (руль, сидение и другие) "Риги-30" легко демонтировалась, за счёт чего его можно было легко носить. В модификации "Люкс" мокик оснащался ножным переключением передач. "Рига-26" вызывала немало нареканий по плавности ходу, поэтому "Тридцатка" получила пружинную заднюю подвеску.
Двухтактный двигатель "Риги" при работе издаёт характерный и знакомый многим звук. В бак мопедов нужно заливать смесь бензина и масла, что придаёт выхлопным газам узнаваемый запах.
Найти такой экземпляр без пробега практически нереально, поэтому цены на подобную технику могут удивить. Фактически новый мокик обойдётся примерно в 250 000 рублей, в зависимости от состояния металла и лакокрасочного покрытия цены немного различаются. Восстановленные машины стоят значительно меньше, их продают примерно в три раза дешевле.