Найти в Дзене

Чем отличается учебная постановка от портрета конкретного человека.

Фото автора. Тяглова Н. Учебная постановка. Этап работы.
Фото автора. Тяглова Н. Учебная постановка. Этап работы.

Вся учебная программа построена так, чтобы научить рисовать и писать портрет, фигуру человека. Это самое сложная задача для художника. К этому готовят все постановки с первого курса. С первых заданий в учебных заведениях, когда студенты рисуют натюрморты, гипсы, геометрические фигуры, закладывается теоретическая база для рисования людей.

Учебные постановки головы отличаются от портрета реального конкретного человека своими задачами. В процессе обучения важно правильно и конструктивно сделать построение головы, передать объем, решить свет и цвет на работе. На похожесть модели хоть и обращается внимание, но это не главное.

Главное - это принципиально верный подход к рисованию головы человека, соблюдение всех законов рисунка и живописи.

Зато в портрете реального человека, который пишет художник, главное - это именно передача образа человека, его схожесть с оригиналом. Вот здесь появляется некоторое противоречие.

Дело в том, что живые люди совершенно далеки от идеала. У них часто несимметричные лица, может быть кривизна отдельных частей лица, например носа. Перекошенные губы, разный разрез глаз, характерные только для этого человека морщины на лице. Неправильность особенно заметна на лицах зрелых людей. Эта не идеальность и делает человека индивидуальным.

Если рисовать только по правилам перспективы и конструктивного построения, лица окажутся не похожими на оригинал, с которого пишется портрет. Если игнорировать правила построения, то портрет будет казаться кривым и неверно нарисованным.

При рисовании портрета важно учитывать все эти моменты, соединять вместе природную не симметричность и законы перспективы.

Фото автора. Тяглова Н. Учебная постановка. Этап работы.
Фото автора. Тяглова Н. Учебная постановка. Этап работы.

В реальности эта самая похожесть и узнаваемость держится на миллиметрах. Чуть больше там, чуть меньше здесь. Очень важен угол наклона головы, лица, линии глаз. Напишешь портрет, и не поймешь, что же не то. Хочется добиться сходства человека, а из-за мелочи оно ускользает.

Я так тяжело рисовала портрет мамы. У нее была ярко выраженная асимметрия лица из-за перенесенного заболевания. Она нарушала все законы построения, и мне приходилось тактично это решать, чтобы не упустить похожесть и лицо не казалось перекошенным. Я где то сглаживала не симметричность, где то наоборот оставляла, несмотря на правила построения.

Всегда было сложно нарисовать или написать портрет ребенка или красивой девушки. Здесь другая проблема, слишком все идеально и тяжело уловить конкретность этого человека.

В направлении живописи классицизм, барокко художники изображали исключительно идеальных людей, в итоге все образы на картинах рисовались по классическим пропорциям и казались одинаковыми.

Перед художником при работе над портретом встает одновременно несколько важных задач: грамотно нарисовать и написать, передать индивидуальное сходство и создать образ человека, портрет которого пишется.

Образ включает в себя не только внешнее сходство, но и внутренний мир, эмоции и настроение. Это сложная задача. Она требует комплексного подхода и профессионализма.

Надеюсь, моя статья будет вам полезна. С удовольствием отвечу на ваши вопросы и комментарии.