Найти тему

ЕГЭ сочинение. Текст Бондарева «Люди и время»

Оглавление
(1)Для меня ясно одно: главные участники истории — это Люди и Время. (2)Не забывать Время — это значит не забывать Людей, не забывать Людей — это значит не забывать Время.
(3)Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулёзной точностью подсчитывают историки. (4)Однако они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слёзы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь.
(5)Нам было тогда по двадцать лет. (6)Мы мечтали вернуться в тот солнечный довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим над землёй изо дня в день по своей непреложной закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти; фонари — для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идёшь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный. (7)Все ливни весело проходили над твоей головой, и ты был озорно рад блеску молний и пушечным раскатам грома; все улыбки в том времени предназначались тебе, все смерти и слёзы были чужими... (8)Весь мир, прозрачно-лучезарный, лежал у твоих ног ранним голубым апрелем, обогревая добротой, радостью, ожиданием любви. (9)Там, позади, не было ожесточённой непримиримости, везде была разлита зеленовато-светлая акварель в воздухе; и не было жёстких чёрных красок. (10)3а долгие четыре года войны, чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, мнилось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.
(11)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (12)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в чёрно-багровой завесе дыма. (13)Порой мы ненавидели солнце — оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншеи «юнкерсов». (14)Мы узнали, что солнце может ласково согревать не только летом, но и в жесточайшие январские морозы, вместе с тем равнодушно и беспощадно обнажать своим светом во всех деталях недавнюю картину боя, развороченные прямыми попаданиями орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени. (15)Мы узнавали мир вместе с человеческим мужеством и страданиями.
(16)Время уже тронуло память: потускнели детали, полузабыты лица погибших, не так остро ощутимы в воспоминаниях запахи развороченных снарядами окопов, ты не пригибаешься инстинктивно на улице при отдалённом звуке отбойного молотка, напоминающем бой крупнокалиберного пулемета. (17)При вспышках праздничных ракет над крышами домов не рвётся из горла невольный крик: «Ложись!» (18)Уже привычно не выискиваешь взглядом место на углу, возле аптеки или универмага (место для огневой позиции с широким сектором обстрела), а случайно услышанный в сумерках крик ребенка не вызывает в памяти чёрные контуры разбитых деревень, печную гарь дымящихся развалин, обугленные сады, плач в темноте.
(19)Долгожданный мир (мы шли к нему четыре года) прочно вошёл в сознание — мир с блеском утреннего солнца на мостовых, с шелестом переполненных по вечерам троллейбусов и уютной на рассвете вознёй голубей на карнизах. (По Ю. Бондареву*)
*Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский писатель, прозаик, автор романов, повестей и рассказов. Участник Великой Отечественной войны.
Юрий Бондарев.
Юрий Бондарев.

1. Вступление.

Можно в этом сочинении вступление оформить в виде назывных предложений.

Люди… Время… Память… Война… Размышляя над этими сложными понятиями, Ю. Бондарев поднимает проблему…

2. Основные проблемы:

1. Проблема исторической памяти. (Возможно ли понять драматизм и трагизм войны, изучая только труды историков?)

2. Проблема войны и мира; изменения в мироощущении солдата на войне. (Как меняется мироощущение человека на войне?)

3. Проблема мужества и стойкости человека на войне, (В чём проявляется стойкость и мужество человека на войне?)

3.Переход к комментарию.

На каком примере выстраивает автор свое размышление? Кого приводит в пример? (поколение, к которому принадлежит и автор)

Что именно противопоставляет Бондарев, описывая поколение сороковых? (Восприятие мира ДО войны и ВО ВРЕМЯ войны)

4. Первый пример

(5)Нам было тогда по двадцать лет. (На первый взгляд кажется, что автор сообщает этот факт совершенно неэмоционально. Однако это не совсем так, о чем говорят следующие предложения. О чем они) (6)Мы мечтали вернуться в тот солнечный довоенный мир (почему такой эпитет? Точно ли все дни бывают «солнечными»?), где солнце казалось нам праздничным солнцем (Почему?), встающим над землёй изо дня в день по своей непреложной закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти (Как эту фразу понять?); фонари — для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих (с какой целью создана эта картина обычного дня? Во время войны все, что осталось в прошлом воспринимается идеальным, лучшим. Все в описании подчеркивает молодость и красоту мира), в которой идёшь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный (За этими эпитетами скрывается и гордость за поколение и боль за то, что выпало на ее долю. Все, что нарисовано в следующих предложениях – это восприятие этих молодых людей. Обратим внимание на эпитеты и олицетворения) . (7)Все ливни весело проходили над твоей головой, и ты был озорно рад блеску молний и пушечным раскатам грома; все улыбки в том времени предназначались тебе (гипербола), все смерти и слёзы были чужими... (8)Весь мир, прозрачно-лучезарный (эпитет хорошо характеризует окружающее) , лежал у твоих ног ранним голубым апрелем, обогревая добротой, радостью, ожиданием любви (Жили ожиданием любви, а пришлось встать на защиту Родины) (9)Там, позади, не было ожесточённой непримиримости, везде была разлита зеленовато-светлая акварель в воздухе; и не было жёстких чёрных красок (антитеза) .

Проанализируем художественные средства, используемые автором, чтобы написать о том, каким было поколение сороковых ДО войны.

Микровывод. Каждое художественное средство помогает передать мироощущение молодого человека, который думает о том, что у него вся жизнь впереди и весь «мир лежит у его ног».

5. Второй пример.

Можно сделать переход: Каким страшным на самом деле оказался этот мир для поколения сороковых. (Что же изменилось?)

(10)3а долгие четыре года войны, чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и,

мнилось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.

(11)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок (антитеза). (12)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в чёрно-багровой завесе дыма (осталось ли солнце прежним? Почему оно уже не радует? Почему вообще именно солнце становится главным мерилом жизненных изменений?) . (13)Порой мы ненавидели солнце — оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншеи «юнкерсов». (14)Мы узнали, что солнце может ласково согревать не только летом, но и в жесточайшие январские морозы, вместе с тем равнодушно и беспощадно обнажать своим светом во всех деталях недавнюю картину боя, развороченные прямыми попаданиями орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени. (15)Мы узнавали мир вместе с человеческим мужеством и страданиями. (С какой целью Бондарев использует анафору «мы узнали»?

(Перечитайте еще раз 15 предложение. Чему научились на войне молодые люди? Какие слова позволяют нам утверждать, что они не ожесточились, сохранили в душе красоту мира).

(16)Время уже тронуло память: потускнели детали, полузабыты лица погибших, не так остро ощутимы в воспоминаниях запахи развороченных снарядами окопов, ты не пригибаешься инстинктивно на улице при отдалённом звуке отбойного молотка, напоминающем бой крупнокалиберного пулемета. (17)При вспышках праздничных ракет над крышами домов не рвётся из горла невольный крик: «Ложись!» (18)Уже привычно не выискиваешь взглядом место на углу, возле аптеки или универмага (место для огневой позиции с широким сектором обстрела), а случайно услышанный в сумерках крик ребенка не вызывает в памяти чёрные контуры разбитых деревень, печную гарь дымящихся развалин, обугленные сады, плач в темноте.

6. Связь

Мастерски используя художественные средства, Бондарев противопоставляет два мира в сознании человека, чтобы…. (закончим мысль)

7. Позиция автора:

1. Исторические документы, точно фиксирующие количество участников войны, ход событий, не могут показать того, как война отразилась в судьбах людей, в их сознании, душе, а без этого невозможно понять драматизм и трагизм войны.

2. Люди остро ощущают грань между миром и войной, в годы войны происходит переоценка ценностей: довоенный, мирный уклад жизни людьми воспринимается как истинная ценность. Картины смерти на войне, потеря друзей, ощущение постоянной смертельной опасности меняют человека внутренне, добавляют ощущение страдания, напряжённости и в то же время укрепляют мужество, волю к победе.

3. Мужество и стойкость на войне проявлялись в силе духа людей, преодолевающих страх смерти во имя победы: девушка-санинструктор умирает, помогая бойцам в блиндаже на передовой, бойцы преодолевают страх смерти перед танковой атакой; живые хоронят мёртвых, не оставляя их брошенными на поле боя, оставляя на дощечках имена погибших товарищей.

8. Своя позиция

Нельзя не согласиться с такой позицией автора. Война – это прежде всего люди, которые идут в бой, поют на привалах песни, страдают от ран, гибнут на поле боя.

Для убедительной аргументации можно привести в пример стихотворение поэта-фронтовика Николая Майорова «Мы»:

Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте.