Найти в Дзене
Прекрасное Далёко

Портрет. Какой оптимальный размер головы при написании камерного портрета.

Я в студенчестве, начав рисовать портреты, столкнулась с необъяснимым моментом: иногда в работе было что-то не так. Вроде похоже, написано хорошо, а что-то резало глаз.

Фото автора. Тяглова Н. " Учебная постановка", этап работы.
Фото автора. Тяглова Н. " Учебная постановка", этап работы.

Скоро все стало на свои места. На уроке живописи преподаватель наглядно объяснил, какой лучше всего выбирать размер головы для портрета человека. Портрет человека должен быть меньше натуральной величины. Некоторые художники считают идеальный размер - две трети.

Не нужно стараться писать портрет и в натуральную величину. Тут есть вероятность чуть ошибиться в пропорциях и уйти в больший размер, а это всегда проигрышный вариант.

По неопытности я некоторые портреты делала больше натуральной величины, эта гигантомания и казалось противоестественной.

Если писать больше натурального размера, то это будет производить впечатление не натуральности и отталкивать зрителя. Смотрится это всегда плохо, даже если разница небольшая. Я считаю, что именно небольшое искажение масштаба выглядит даже хуже, чем если голова значительно больше натурального размера.

Если портрет будет слишком мал по размеру, то невозможно проработать детали лица, глаз. Он будет казаться грубовато написанным и потребует работы как над миниатюрой.

Сразу скажу, что соблюдение таких пропорций касается именно камерного портрета. Творческие работы, где художники пишут сознательно огромные лица, играют на масштабе изображения, делаются по другому принципу.

Перед тем как писать портрет необходимо несколько раз проверить пропорции лица с учетом всех правильных норм и индивидуальных особенностей человека. Иногда индивидуальные черты лица не вписываются в общие стандарты, это нужно отметить на работе, иначе не будет похожести.

Не нужно спешить переходить работать маслом или другим материалом, если точно не решен рисунок. Исправить потом будет в разы сложнее. Не похожий, кривой рисунок останется таким и в красках.

Очень важно при работе над портретом вести одновременно парные части лица. Нельзя писать один глаз, потом другой. Даже если вы работаете от куска, то значит нужно писать оба глаза вместе, единовременно. В противном случае не избежать ошибок.

Для камерных портретов лучше выбирать нейтральный фон, чтобы все внимание сосредоточить на лице человека, портрет которого вы пишите. Одежда, поза – все должно соответствовать образу на портрете. Будет нелепо смотреться на человеке несвойственная ему одежда.

Если портрет пишется с руками, то нужно иметь в виду, что руки несут такой же образ, как и лицо. Они у всех неповторимые, особенные по пластике, пропорциям, строению. Руки продолжают развитие всего образа человека.

Тут тоже важно соблюдение пропорций и перспективы. Так если не учитывать перспективу, то руки будут казаться не пропорционально маленькими, особенно в вполоборота и фронтальном положении человека. Нужно всегда проверять, как читаются на портрете руки относительно головы человека.

Перед лицом человека на портрете, если он повернут в профиль или вполоборота всегда оставляется больше места. Портрету не должно быть тесно или наоборот пусто в пространстве холста.

Надеюсь, моя статья будет полезна вам. С удовольствием отвечу на все ваши комментарии и вопросы.