После того обзора, который мы сделали вчера, ознакомившись с портретами русских купчих и богатых крестьянок конца 18 - середины 19 века, логично познакомиться с их вторыми половинами, благодаря которым, собственно, дамы и имели столь пышный и важный вид.
Портреты простых русских женщин 18 - 19 веков. Безымянные, но прекрасные...
Русское купечество той эпохи ковалось из рядов крестьян, крестьян, большей частью крепостных, имевших столько ума и сообразительности, чтобы в своем удручающем, зависимом состоянии нажить громадные капиталы и получить свободу себе и своим семьям.
Не всегда нажитое богатство однако же вело к независимости. Барин мог как польститься на богатый выкуп, так и отказаться от него, считая более лестным для себя иметь рабом миллионера. Такие случаи, увы, встречались не так уж и редко. Так же, нередки были случаи, когда помещики, распознав о том, что зависимые от него крестьяне отличившись предприимчивостью, богатеют, мог просто по человеческой подлости поставить их в условия, разрушающие весь их бизнес, и ломающие судьбы целых семей. При этом сам барин мог быть и очень богат и не очень - богатство крестьян и попытки получить свободу всегда были игрой в рулетку - невозможно было заранее предсказать, что стукнет в голову тому или иному самодуру.
Поэтому капиталы иной раз предпочитали в прямом смысле закапывать в землю, и не афишировать, чтобы не провоцировать, так сказать, барина на неадекват.
То есть путь из крестьян в купцы был очень сложен и тернист и если уж человек сумел его преодолеть, то смело можно было говорить об его исключительном уме и сообразительности.
Купцы, как мы уже знаем, были не чужды желанию запечатлеть свой облик для потомков - и активно заказывали свои портреты. Но вот у кого?
Как правило - у живописцев местного разлива, проживающих в тех же краях, что и сама модель.
При этом, художники эти зачастую не имели академического образования и писали довольно примитивные работы. Но, видимо, они учитывали некие психологические свойства своих заказчиков, и те, считали такой уровень изображения достаточным. Это создало такой особый тип провинциального русского купеческого портрета - где изображения часто не отличались большим психологизмом, но, видимо вполне точно передавали образ изображаемого и это устраивало заказчиков.
Это я к тому, что некоторые купчины вполне могли себе позволить заказать портрет у модного столичного портретиста, но почему то этого чаще всего не делали (хотя, есть пример Тропинина, у которого они очень охотно заказывали портреты. Возможно, потому что он сам был из крепостных).
В российской провинции с конца 18 и до середины 19 века, таким образом, образовался целый особый жанр купеческого портрета. Позже его отличия от современной портретной живописи стерлись.
Купцы в России, и эта особенность сохранялась до самой революции, в основном были старообрядцами. Честно говоря, с моей точки зрения, это лишь фактический показатель неприятия никоновских реформ в народной среде, откуда, собственно, эти купцы и выходили.
На портретах эта их особенность прослеживается очень хорошо - все купцы носили бороды. Было это модно, не было это модно - такие вопросы их вообще не волновали. Купец старообрядец был бородат.
Особенной приверженности к русскому костюму, как в женских портретах, я не обнаружила - но, однако, нельзя назвать их платье и 100%-но европейским. Что то да возвращает нас неуловимо к древнему Московскому царству...
Фон портретов как правило был темным. Все внимание зрителя сосредотачивалось на лице. От себя могу добавить личные впечатления)
Попала я как то в Москве на выставку провинциального русского портрета. И расположена она была в нескольких залах. И вот стоим мы с подругой, очередь свою ждем - а из одного зала народ буквально пулей выскакивает с криками - они следят за нами!!!
В этом зале были сосредоточены портреты русских купцов. С весьма хитрыми лицами - просто вот палец в рот не клади... И в довершение ко всему ВСЕ портреты имели такой эффект - с какого ракурса на него не посмотришь - изображенный хитро посмеиваясь смотрит прямо тебе в глаза. Там их таких целая квадратная комната, а ты стоишь посередине и прыгаешь туда - сюда, в надежде от этих глаз увильнуть. Так себе ощущения, честно говоря)
Не только дворяне остались на старинных русских портретах. История русского купечества, возможно, менее романтична, но зато являет собой прекрасные образцы ума, предприимчивости и настойчивости, умения преодолевать все мыслимые трудности ради достойной жизни для себя и своих родных. К сожалению, эта история только ждет своих кропотливых исследователей...