Во время записи пластинки "Dirty Works" в 1986 году Мик Джаггер, беседуя со звукоинженером Дейвом Джерденом и, видимо, вспоминая предыдущие работы Rolling Stones, заявил об одной из них следующее: "Ох, я просто ненавижу этот ****** альбом!". И не дай бог кому-то упомянуть его название при Мике сегодня - суровая и беспощадная позиция Джаггера по поводу этого творения остается неизменной даже спустя многие годы. Какой же альбом Rolling Stones попал в немилость ее вокалисту?
Речь тогда шла об альбоме "Between the Buttons" 1967 года. Альбоме, который до сих пор горячо любим многими фанатами группы и считается одной из лучших пластинок The Rolling Stones 60-х. Альбоме, который продемонстрировал пик совместных авторских возможностей троицы Джаггер-Ричардс-Джонс. Альбоме, получившем высокие оценки критиков и занявшем 355 место в списке 500 величайших альбомов всех времен по версии журнала Rolling Stone. Альбоме, о котором хорошо отзывались другие музыканты от Фрэнка Заппы до The Doors и Fleetwood Mac.
Отсюда вопрос: что-то не так со всем миром или с Миком Джаггером? В чем причина его ненависти к, казалось бы, вполне добротному альбому "Between the Buttons"?
К середине 60-х The Rolling Stones обрели достаточную славу и влиятельность, чтобы в процессе сочинения музыки не испытывать каких-либо ограничений в финансовом или творческом плане. Поэтому к созданию своего нового альбома парни подошли более основательно. По воспоминаниям бас-гитариста Билла Уаймана, при работе над "Between the Buttons" они впервые видели перед собой четкую цель - альбом как единое законченное произведение. Роллинги приходили в студию без особых заготовок, как это было ранее, и сочиняли весь новый материал по ходу записи, затем долго репетируя, отполировывая его и лишь после перенося на пленку.
Работавший тогда с группой звукорежиссер Глин Джонс впоследствии рассказывал, что "Between the Buttons" создавался настолько долго, что за это время он мог бы записать с другими коллективами 3-4 альбома целиком. Что, наверное, и сделал, так как после "Between the Buttons" прекратил работать с Rolling Stones аж до периода "Black and Blue":
"Я очень горжусь тем, что поучаствовал в записи их альбомов. Но если попросить меня рассказать, каково было работать с ними, я мало приятного вспомню. Всегда, в основном, было дико скучно. Но факт в том, что, когда роллинги, наконец, собирали все вместе и играли, результат был фантастический".
Однако, как можно было подумать, выводило Мика Джаггера из себя даже не это. Осенью 1966-го, когда записывалась большая часть альбома, музыканты смогли позволить себе студийное новшество - четырехдорожечный магнитофон, который открывал перед группой совершенно иные возможности.
Не отразиться на их творчестве это событие никак не могло: роллинги вовсю экспериментировали с новой аппаратурой, накладывали друг на друга голоса, инструменты и различные звуки, в результате чего у них получилась изысканная многослойная запись, исключительно в духе того времени, а именно вышедших в том же году альбомов "Revolver" The Beatles и "Pet Sounds" The Beach Boys. Но за всей этой красотой скрывалась и другая, в данном случае не совсем приятная для The Rolling Stones, сторона.
Из-за своих хитросплетенных аранжировок звучание "Between the Buttons" максимально отдалилось от исконного для группы блюз-рокового и ритм-н-блюзового стиля, с которого когда-то начинали карьеру парни. Даже главный идейный вдохновитель группы Брайан Джонс, который изначально хотел видеть ее именно как блюз-рок-группу, в какой-то момент понял, что в игре на электрогитаре не сможет конкурировать с Китом Ричардсом, и окончательно переключился на экзотические инструменты, которые то и дело проскакивали в песнях The Rolling Stones еще с альбома "Aftermath". Для "Between the Buttons" Джонс сыграл на органе, маримбе, вибрафоне, казу, тромбоне, тубе и тамбурине.
Благодаря этому новый альбом Rolling Stones по спектру своего звучания сместился в самый настоящий поп, хоть и не без примеси психоделики, барокко-рока и даже мюзик-холла. Разрыв с собственными корнями больше всего и задел ревнителя блюзовых традиций Мика Джаггера, дав ему повод считать "Between the Buttons" одной из самых неудачных работ The Rolling Stones за все время.
Не спасала ситуацию даже открывающая альбом "Yesterday's Papers", впервые полностью написанная для группы самим Джаггером и в музыкальном плане выдержанная в духе "Under My Thumb" с маримбой Брайана Джонса. Мик был непреклонен: большая часть материала "Between the Buttons" являлась для него "в той или иной степени мусором", как он однажды выразился в интервью New Musiacal Express.
Как ни печально, это касалось и мрачноватой "My Obsession", записанной в присутствии Брайана Уилсона из The Beach Boys и по его признанию ставшей у него любимой композицией The Rolling Stones; и трогательной баллады "She Smiled Sweetly", и даже вычурных водевильных номеров "Cool, Calm & Collected" и "Something Happened To Me Yesterday", завершающих каждую сторону пластинки и являющихся приятным украшением всего альбома в целом.
Сразу после выхода позиция Джаггера по поводу "Between the Buttons" не была столь сурова, как впоследствии, но и тогда он четко обозначил свое общее отношение к нему. "Мы сделали на нем столько наложений, что потеряли его собственный звук. Изначально песни выглядели просто великолепно, но затем я разочаровался в них. Не знаю, этот альбом не очень хорош. «Back Street Girl» - единственная вещь, которая мне на нем нравится", - заявил Мик в интервью в 1968 году.
Кто-то возразит: а как же такие блестящие хиты группы, как "Let's Spend the Night Together" и "Ruby Tuesday"? Неужели безжалостная критика Джаггера коснулась и их? Дело в том, что данные песни были выпущены лишь в американской версии альбома, так как в Британии к тому времени уже выходили в качестве двойного сингла. И о них-то вокалист Rolling Stones всегда отзывался с особой теплотой, например, отмечая "славную" мелодию и "прелестный текст" "Ruby Tuesday", которую ему "всегда приятно петь". Так что, судя по всему, ненависть Мика относится лишь к оригинальной британской версии "Between the Buttons".
Как показывает история, Джаггер все-таки добился своего, и родной для The Rolling Stones блюз вернулся в музыку группы уже с альбома "Beggars Banquet" 1968 года. Но вместе с тем она утратила ту особую непосредственность, наивность и веселую красочность поп-фазы роллингов середины 60-х. Дальше группу ждали многие неприятности, лишь одна из которых - падение вниз по наклонной и в конечном итоге смерть Брайана Джонса.
Свой последний весомый вклад он внес именно в альбом "Between the Buttons". Так что данную пластинку можно назвать предвестницей перемен по многим параметрам: начиная с названия и заканчивая фотографией на обложке. Устойчивое выражение "between the buttons" (дословно - "между кнопками") является синонимом чего-то неокончательного, нерешенного, неоформленного. На лицевой же стороне конверта мы можем видеть участников группы, запечатленных на рассвете в лондонском парке Холм Первоцветов, - уставших, заспанных, недовольных, вымотанных ночной студийной сессией записи альбома, на обложке которого впоследствии будет красоваться эта фотография. И лишь один Брайан Джонс расплылся в широкой улыбке, будто уже потеряв голову от наркотиков.
Может быть, в том числе поэтому, интуитивно предчувствуя надвигавшиеся тяжелые испытания, Мик Джаггер так невзлюбил данный альбом? Но довольно о нем - его позиция и так предельно ясна. А что думаете о "Between the Buttons" вы?
- Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом
Читайте также: