Pink Floyd как ни одна другая группа может похвастаться своим разноплановым творчеством. Тут и ранние космическо-психоделические шедевры Сида Барретта, и концептуальные альбомы середины 70-ых, и целая рок-опера "The Wall". Поэтому выбрать лучшее из этой горы бриллиантов крайне трудно, если вообще возможно. Практически всё, чем занималась группа на протяжении своего существования, заслуживает называться поистине гениальной музыкой. Но лично я, смотря на всю обширную дискографию Pink Floyd, все же выделяю для себя одну самую любимую их композицию. И это "Echoes" с альбома "Meddle" 1971 года. Однако как альбом я ставлю выше "Wish You Were Here" (1975). Но обо всем по порядку.
"Echoes" - нечто запредельное, не от мира сего, что нельзя полностью передать словами. Это 23 минуты по-настоящему таинственной, гипнотической и порой даже пугающей музыки. Начинаясь с пронзительных звуков, похожих на писк гидролокатора, она медленно развивается, проходя через плавные мелодические гармонии, постепенно перерастает в будоражащие гитарные и клавишные пассажи, в середине прерывается на жуткие крики и стоны, доносящиеся словно из иного мира, а затем снова возвращается к началу, растворяясь в первых высоких нотах. Своей прогрессией и динамикой "Echoes" не отпускает ни на секунду.
Добавим сюда великолепные стихи Роджера Уотерса, который в самый последний момент сменил космическую тематику песни на более приземленную, сместив акцент на внутренний мир человека. А также идеальное сочетание голосов Дэвида Гилмора и Рика Райта, виртуозное музыкальное сопровождение, и в итоге мы получим одну из лучших композиций Pink Floyd всех времен.
Потрясающее исполнение "Echoes" в Помпеях, 1971. Впоследствии данное выступление Pink Floyd без зрителей вошло в фильм-концерт "Live at Pompeii, где "Echoes", разделенная на две части, открывала и закрывала концерт.
К тому же "Echoes" - веха в развитии Pink Floyd. Именно на альбоме "Meddle" окончательно наметился переход группы от старого психоделического звучания к новому прогрессивному. По своей структуре она стала преемницей похожих ранних композиций: "A Saucerful of Secrets" (1968) и "Atom Heart Mother" (1970). Но "Echoes" уже в полной мере воплотила в себе идею длинных многочастных произведений и подготовила почву для возникновения целого альбома, выполненного в том же духе. Разумеется, я говорю о шедевральном "The Dark Side of the Moon" (1973). Таким образом, "Echoes" без преувеличения определила звучание группы на все 70-ые годы.
При записи "Echoes" Pink Floyd больше чем когда-либо ранее вдарились в эксперименты со звуком. В результате в ней мы можем слышать множество разных эффектов и шумов. Для записи начального тонкого писка Рик Райт пропустил звук своего фортепиано через усилитель "Лесли". Для создания протяжных криков и завываний пришлось поставить включенными друг напротив друга два магнитофона. А в некоторых местах звук инструментов в композиции был проигран задом-наперед. Все это многообразие представляет собой настоящий рай для ушей и позволяет практически на полчаса затеряться в этой песне.
Я правда очень сильно люблю и ценю "Echoes". Конечно же, как поворотный момент в творчестве Pink Floyd. Но прежде всего как замечательную композицию, которой почти нет равных.
Но, согласитесь, сам альбом "Meddle" в отрыве от монументальной "Echoes", которая занимала всю вторую сторону пластинки, смотрится куда более скромно и прозаично. Хорошие песни на нем есть: громыхающая "One of These Days" или мягкие пространные "A Pillow Of Winds" и "Fearless". Но вот в единое цельное произведение это не складывается. По большому счету всем своим успехом альбом "Meddle" обязан лишь одной "Echoes". Поэтому как неделимую законченную работу пластинку "Meddle" лучшей явно не назовешь.
А вот альбом Pink Floyd 1975 года "Wish You Were Here" вполне претендует на это звание. И какая любопытная ситуация обстоит с ним.
"Wish You Were Here" включает в себя не менее эпичное музыкальное полотно - 26-минутную песню "Shine On You Crazy Diamond", которую я люблю так же, как и "Echoes", а, может быть, даже в некоторых моментах больше. Но, скорее, в рамках альбома 1975 года.
Дело в том, что "Shine On You Crazy Diamond" поделена примерно на две одинаковые части (каждая из которых в свою очередь содержит еще несколько более мелких частей). Части 1-5 в первой композиции открывают альбом, а части с 6 по 9 его закрывают. Поэтому вне пластинки "Shine On You Crazy Diamond" смотрится раздроблено, в то время как единая "Echoes" в этом плане выглядит более выигрышно. Но если мы будем слушать ее вместе с остальным материалом "Wish You Were Here"... Тогда ей не будет равных. Получается, что как отдельное произведение мне больше нравится "Echoes", но как альбом я сильнее ценю "Wish You Were Here"!
На мой взгляд, альбом Pink Floyd 1975 года - самое сильное, что создала группа за все время. С небольшим отрывом от него отстает самый коммерчески успешный "The Dark Side of the Moon", но в нем по большому счету всего 4-5 песен, в то время как остальные инструментальные композиции - лишь звенья, соединяющие их. В "Wish You Were Here" же каждая песня всеобъемлюща, а вместе все это складывается в единый неделимый монолит.
Пластинка начинается с внеземных аккордов "Shine On You Crazy Diamond". Данная песня очень схожа с "Echoes", только теперь все достоинства последней получили еще большее развитие и достигли невероятных высот. Ее прогрессия, инструментальная аранжировка, вокал, текст песни... По моему мнению, в плане эпической многочастной композиции Pink Floyd так никогда и не создали ничего лучше "Shine On You Crazy Diamond".
"Shine On You Crazy Diamond" снова на концерте в Помпеях, но уже 2017 год
"Сияй безумный бриллиант" - слова, адресованные их сошедшему с ума бывшему товарищу и создателю группы Сиду Барретту. Вся песня, собственно, о нем. Это своего рода дань уважения, воспевание таланта Сида, но и одновременно признание его безумия. И в таком контексте композиция выглядит еще более эмоциональной и трагичной.
Затем тематика альбома плавно смещается в рассуждения о бездушности музыкальной индустрии, выраженные в песнях "Welcome to the Machine" и "Have a Сigar". И вновь воспоминания и Сиде Барретте, на этот раз в не менее значимой на альбоме песне "Wish You Were Here", которая, впрочем, вскоре вновь перетекает во вторую часть "Shine On You Crazy Diamond".
И это мы еще не берем музыкальную составляющую, которая не менее прекрасна в каждой песне: будь то уже упомянутая "Shine On You Crazy Diamond", "Welcome to the Machine" и "Have a Сigar" с их напряженно-холодными синтезаторными переливами или "Wish You Were Here", в которой простота и виртуозность гитарной игры Дэвида Гилмора сливаются воедино.
Исполнение "Wish You Were Here" Дэвидом Гилмором отдельно от Pink Floyd, 2001
Но самое главное: все песни тесно связаны друг с другом, как тематически, так и по звучанию, плавно перетекая одна в другую. Выкини хоть одну, и весь паззл разрушится. И именно благодаря этому и создается цельная картина альбома, который я (думаю, весьма справедливо) считаю лучшим у Pink Floyd.
Также "Wish You Were Here" стал последним альбомом, в котором группа функционировала как единое целое. Уже со следующей пластинки "Animals" (1977) потихоньку стал перетягивать одеяло на себя Роджер Уотерс, сначала в творческом плане, а затем и в организационном. К альбому "The Wall" 1979 года он уже полностью взял бразды правления в свои руки и теперь не только сочинял тексты песен, но и диктовал дальнейшее направление развития группы.
Таким образом, "Wish You Were Here" - последний проблеск единой творческой силы Pink Floyd, кульминация их музыки 70-ых.
Во всяком случае, это не единственный пример отличного произведения группы. Как я говорил в начале, наследие Pink Floyd крайне разнообразно, и, естественно, песней "Echoes" и альбомом "Wish You Were Here" все не ограничивается. Поэтому пишите, какие композиции или альбомы считаете лучшими лично вы, и ставьте лайк, если понравилась данная статья.