Британская группа Queen - настоящий долгожитель от мира рока. Она просуществовала без малого 20 лет и, если бы не смерть Фредди Меркьюри, вполне спокойно играла бы до сих пор.
Творчество группы очень объемно и охватывает целых два десятилетия: все семидесятые, восьмидесятые, ну и кусочек девяностых. Образовавшись в 1970 и прекратив существование после ухода из жизни Меркьюри в 1991, Queen, таким образом, застала золотой период расцвета рок-музыки и, естественно, внесла немаловажный вклад в ее развитие, за все это время выпустив 13 студийных альбомов. Альбомы в среднем выходили каждый год, поэтому радовала своих фанатов группа регулярно, выпуская пластинки на протяжении всех двух десятилетий.
И кто знаком с творчеством Queen поближе, заметит, что работы группы распределились так, что со сменой десятилетия, то есть приходом 80-х, достаточно сильно изменилась и музыка Queen. Таким образом, если говорить наиболее обобщенно, мы имеем две разные группы Queen: образца 70-х и образца 80-х.
Каждый из этих периодов был по-своему уникален, в чем-то похож на другой, а в чем-то нет. Но все-таки какой из них был лучше? В какое из этих двух десятилетий выходили самые лучшие композиции Queen, а сама группа демонстрировала максимум мастерства и оригинальности?
Каждый отвечает на этот вопрос по-своему. Для какого-то вообще все периоды в творчестве Queen равнозначны. Но для меня все же намного ближе к сердцу остается Queen из 70-х. И сейчас я объясню почему.
Оговоримся, что я считаю 80-е для Queen не менее значимыми и люблю слушать многие песни того периода. Просто, если уж ставить вопрос ребром, то я, конечно, выберу 70-е. Но вообще 80-е темной полосой в истории Queen ни в коем случае не считаю.
Семидесятые
Изначально по своему стилю музыка Queen сильно тяготела к Led Zeppelin, что даже отмечали критики после выхода дебютного альбома группы в 1973 году, постоянно сравнивая ее с этим великим коллективом. Переняли Квины и фишку Uriah Heep с ее многоголосием и предельно высоким вокалом. Хоть Queen и Uriah Heep образовались примерно в одно и то же время, первопроходцами в этом плане были все-таки "Хипы", так как первые три года ушли у Queen на запись их первого альбома, которая совмещалась с учебой в университете всех участников группы.
Но, несмотря на все это, Queen быстро выработала свой уникальный и неповторимый стиль - причем как в музыке, так и в имидже, сценическом поведении. Мощный голос Фредди Меркьюри, способный потягаться и с Робертом Плантом, и многими другими, а также узнаваемую гитару Брайана Мэя не спутать ни с чем другим. 70-е - именно то время, когда группа стала сама собой, той, которой задумывалась изначально. "Queen" - в переводе "Королева". И 70-е - самый что ни на есть "королевский" период коллектива.
На мой взгляд, творчество группы в это время было многогранным и более оригинальным, чем когда-либо еще. Что уж говорить: я считаю, что та группа, которая подразумевается под словом Queen, существовала только в 1970-х. Дальше она была уже чем-то иным - не хуже и не лучше. Просто другим.
Queen 70-х - это причудливый сплав хард-рока и балета, оперы и глэма, некой возвышенности, утонченности и грубой мощи. В общем, время это было крайне плодотворным и экспериментальным. Парни из группы тогда представляли собой недавно окончивших университет студентов, которые решили стать аристократами, пускай только на сцене. Сценический же образ их был невероятно ярким: это и многочисленные костюмы, и длинные волосы, и присущий глэму легкий макияж. Все это создавало образ по-настоящему утонченной группы, группы "королевских кровей". При всем этом, что удивительно, Queen могла вовремя продемонстрировать напор и прямолинейность, естественно, когда это было необходимо. Таким образом, все, что сопровождало, так скажем, внешний облик Queen, в 70-х было более неоднозначным и интересным, чем в 80-е.
Что касается музыки, здесь все аналогично. В 70-е, по моему мнению, она была более цепляющей и многосложной.
Альбом Queen I являлся лишь пробой пера. В нем уже прослеживались будущие неотъемлемые элементы музыки группы, но еще только в сыром зачаточном состоянии. При этом первый альбом Queen очень хорош и послушать его однозначно стоит. Но на нем группа еще не до конца определилась, куда им стоит идти. На альбоме много материала, доставшегося от предшествующего Queen коллектива Smile, а также хватает пересечений с Led Zeppelin. И лишь в самом конце альбома дается небольшая затравка на их будущий первый хит "Seven Seas of Rhye", который в полноценном виде появится только на втором диске группы.
На Queen II же 1974 года выпуска мы впервые видим оформившуюся эстетику и музыкальный стиль группы. Это и те же многоголосые хоры, и сочетание сказочной тематики песен с изящными аранжировками и вокалом. Фредди Меркьюри обретает здесь свой голос, который может быть в одних моментах мягким и трогательным, а в других напористым и сильным.
Но на вышедшем в том же году третьем альбоме "Sheer Heart Attack" все приобрело еще большие масштабы. На мой взгляд, данная пластинка - квинтэссенция Queen 70-х, во всяком случае их раннего творчества точно. Да и вообще это один из лучших альбомов Queen за все время существования группы.
Творчество Queen в это время находилось в зените, не случайно в этот же период группа стала потихоньку добиваться и коммерческого успеха. Ее музыка в то время была смелой, изобретательной и крайне разнообразной. Поэтому на "Sheer Heart Attack" можно наблюдать целый калейдоскоп различных стилей и жанров. Тут и чисто "ранне квиновская" "Now I'm Here" с ее перескакивающим туда-сюда голосом Меркьюри, и драйвовая "Brighton Rock" с эпичной пчиходеличной импровизацией Брайана Мэя а-ля "Whole Lotta Love", и потрясающая "Killer Queen", и многоголосая "In the Lap of the Gods", и даже самый настоящий хэви-метал в лице "Stone Cold Crazy". От обилия настолько замечательных песен разбегаются глаза, чего не увидишь ни на одном альбоме Queen 80-х.
Следующий, 1975 год, принес группе их главный хит на все времена - эпохальную "Богемную Рапсодию".
В том же году Фредди Меркьюри решил соединить два, казалось бы, противоположных музыкальных жанра - рок и оперу. В результате появился альбом "A Night at the Opera". Как цельное произведение я ценю его не так высоко, но "Bohemian Rhapsody" и пара-тройка других отличных песен делают эту пластинку значимым событием для Queen 70-х. Кроме этого, Меркьюри, по его словам, хотел "нести балет в массы". Он сам стал заниматься балетом и привносил соответствующие элементы в музыку группы. И уже хотя бы это делает 70-е уникальным и неповторимым периодом в творчестве Queen.
1976 год принес альбом, похожий на "A Night at the Opera" - "A Day at the Races". Только его я считаю гораздо более законченным и цельным произведением. По большому счету песни для него записывались в то же время, что и для "A Night at the Opera", только вот на пластинке 1976 года они складываются в единое полотно. Каждая, на мой взгляд, дополняет другую, а прекрасных композиций там предостаточно: чувственная "You Take My Breath Away", хард-роковые "Tie Your Mother Down" и "White Man" и, конечно, "Somebody to Love", которую сам Фредди ценил больше "Богемной Рапсодии".
"A Day at the Races" можно назвать концептуальным альбомом, так как он цикличен - концовка последней песни плавно перетекает в начало первой, поэтому по идее его можно слушать бесконечно. Я по-настоящему люблю эту пластинку: она, точно как и "Sheer Heart Attack", вобрала в себя лучшее от того периода Queen, но, к сожалению, стала последней работой, выполненной в духе утонченной многосложной музыки.
Уже к следующему, 1977 году, Квины устали от собственной многочастной, полной излишеств, музыки и решили сделать что-нибудь реально мощное и сырое. Как нельзя кстати в это же время достиг пика популярности панк, и Queen задумали немножко зайти на его территорию. Альбом "News of the World" выглядел по старым меркам группы слегка небрежным и недоделанным, однако Queen пошли на это специально. В итоге данная пластинка вобрала в себя несколько самых крупных хитов группы, таких, как "We are the Champions" и "We will Rock You". В этот период группа, можно сказать, заметно упростила свое звучание, зато придала ему новый энергетический импульс.
Сценический образ также постепенно менялся. Период глэма уходил в прошлое: прически становились короче, а костюмы проще. Балет в массы принести не удалось, поэтому Queen оставили эту затею и переключилось на что-то другое. В 1978 году вышел потрясающий, по моему мнению, альбом "Jazz", который содержал не менее потрясающие композиции: не такие сырые, как на прошлой пластинке, но и не такие напыщенные, как раньше. Уже с этого момента в группе наметились изменения, но пока они особо не проявлялись.
1980 год как рубеж десятилетий являлся переломным и для Queen. В этом году вышел их новый альбом "The Game", однако по стилистике он все еще относился к 70-м годам. Это были еще те, хоть и слегка изменившиеся, Queen. Впрочем, наметившихся изменений, которые будут характерны для группы в новом десятилетии, не заметить нельзя. В "The Game" уже отчетливо видны проблески диско и танцевальной музыки, которые вскоре совсем захватят умы музыкантов Queen. И именно такими они и вошли в новое десятилетие.
Восьмидесятые
Уже в 1980 году участники группы кардинально сменили имидж. Больше всего это коснулось Фредди Меркьюри: теперь он носил короткую прическу и отрастил свои знаменитые усы. Музыка Queen похожим образом стала проще и резче. Теперь она не была такой многосложной и величественной, а, я бы сказал, приобрела заметный попсовый уклон. Ушла и красочность в сценическом образе - теперь упор делался на мощную энергетику и драйв.
В 1982 вышел диско-альбом с танцевальной и электронной музыкой (который я, впрочем, очень люблю) "Hot Space", мгновенно ставший объектом нападок у критиков и фанатов группы. В это время Фредди увлекся похождениями в различные увеселительные заведения, и отпечаток этого явно виден в его песнях того периода.
В 1984 году Queen попытались вернуться к корням, вновь записав более классические для себя вещи на пластинке "The Works", но опять же все это имело отчетливую попсовую направленность. Вообще, довольно удивительно: 80-е были временем, когда группа выпускала свои наиболее известные песни, по которым их, собственно, многие и знают до сих пор; в этот же момент Квины оказались на вершине славы, как, например, на выступлении на фестивале Live Aid в 1985 году. 80-е, словом, являлись золотым периодом для Queen. Но вот музыка их была уже не та.
"Under Pressure", "I Want to Break Free", "Radio Ga Ga", "A Kind of Magic", "Miracle" - все это замечательные композиции, но лично для меня они значительно уступают многим шедеврами 70-х.
К альбому "A Kind of Magic", который является по сути саундтреком к фильму "Горец", я всегда относился прохладно. К тому времени почти все участники группы уже давно параллельно занимались своими сольными проектами, поэтому, как мне кажется, распыляли свои творческие силы. "The Miracle" 1989 года ознаменовал собой своеобразное воссоединение группы в творческом плане. И эта работа по-настоящему стоящая. Но в тот момент стала давать о себе знать болезнь Фредди Меркьюри, и существование группы стало потихоньку близиться к концу.
Последний же альбом Queen "Innuendo" я откровенно никогда не понимал, в особенности одноименную композицию, которая подавалась как вторая "Богемная Рапсодия". Вот, собственно, и все. На этом дискография группы закончилась. Фредди покинул этот мир, а вместе с ним ушла и целая эпоха. Альбом "Made In Heaven", вышедший уже после смерти Меркьюри, в 1995-м, вполне достойный, но, как говорится, уже вне конкурса.
Вот и получается, что 80-е, несмотря на насыщенность событиями и значимость для группы, в музыкальном плане стали не такими выдающимися и разнообразными, как 70-е. Но лишь для меня, у кого-то может быть свое мнение на этот счет. Может быть, причиной тому стало творческое выгорание - каждый год пытаться сочинять новую музыку на протяжении 20 лет дело не из легких. А, может, Queen сделали это осознанно, так как больше не видели перспектив в записи музыки старого образца.
В любом случае я их не виню. Наоборот, то, что их творчество сильно изменилось, скорее позитивный, чем негативный, признак. Это признак роста, развития, ведь было бы как минимум скучно, если бы Квины все эти 20 лет исполняли одно и то же. И я ни в коем случае не принижаю их музыку 80-х. Ее я точно так же люблю и порой слушаю с не меньшим восторгом, чем музыку Queen 70-х. Просто стоит признать, что раннее творчество группы было на порядок смелее, красочнее и многослойнее. А уж нравится это или нет - решать каждому из нас.
Лично мне однозначно да!
- Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом
Читайте также: