Найти тему
Владислав Панкратов

«Молжаниновская» линия метро в Химки/Зеленоград. Разбор официальных планов.

Оглавление

Добрый вечер.

Продолжаю разбирать официальные планы по расширению сети Московского метрополитена.

На этот раз очередь Молжаниновской линии, которая когда-то окутает многие старые районы Москвы без метро и пойдёт дальше в Химки и Зеленоград.

Официальная информация:

1. Согласно Генеральному плану г. Москвы от 2010 года (актуален по сей день) в отдаленной перспективе (2035-2050 гг.) планируется провести линию метрополитена в сторону Зеленоград.

Молжаниновская линия Московского метрополитена на Генеральном плане г. Москвы, в редакции 2010 года.
Молжаниновская линия Московского метрополитена на Генеральном плане г. Москвы, в редакции 2010 года.

Генплан предлагает провести метро в Зеленоград двумя способами:
А) Продление Арбатско-Покровскую линию от ст. «Пятницкое шоссе» до Куркино и далее в Зеленоград. От этих планов отказались.

Б) Строительство новой радиальной линии от станции метро «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии в Зеленоград.

2. Институт Генплана Москвы предлагает второй вариант с новым радиусом, он пока и актуальный на данный момент:

Развитие скоростного внеуличного транспорта в Москве. С сайта Института Генплана Москвы.
Развитие скоростного внеуличного транспорта в Москве. С сайта Института Генплана Москвы.

3. В проекта планировки кварталов 14, 15, 16, 17, 19 района Коптево есть техническая зона Молжаниновской линии вдоль Большой Академической улицы.

Техническая зона метрополитена на проекте планировки
Техническая зона метрополитена на проекте планировки

4. На Генеральном плане г. Химки присутствует «Молжаниновская» линия метрополитена:

5. В проекте планировки части Молжаниновского района (утв. 25 декабря 2020) есть техзона метро вдоль Ленинградского шоссе (нечетная сторона):

Техническая зона метрополитена вдоль Ленинградского шоссе из проекта планировки Молжаниновского района.
Техническая зона метрополитена вдоль Ленинградского шоссе из проекта планировки Молжаниновского района.

Кстати, в том же проекте Молжаниновского района отменили старую техническую зону метрополитена через незастроенные поля.

На схеме ниже красным цветом новая тех.зона метро, жёлто-зелёным старая.

Старая и новая техническая зона метрополитена в Молжаниновском районе.
Старая и новая техническая зона метрополитена в Молжаниновском районе.

Для наглядности есть схема из видеопрезентации проекта планировки Молжаниновского района:

Линия метро на видеопрезентации проекте планировки Молжаниновского района.
Линия метро на видеопрезентации проекте планировки Молжаниновского района.

6. В проекте изменений Генплана Москвы в отношении Зеленоградского административного округа была такая схема размещения объектов скоростного внеуличного транспорта (метро):

Схема размещения станций метро в Зеленограде на перспективу после 2035 года.
Схема размещения станций метро в Зеленограде на перспективу после 2035 года.

7. Последний раз в СМИ «Молжаниновская» линия (вместе с Ярославской линией) упоминалась в интервью с руководителем управления внеуличного транспорта Москомархитектуры Максима Васильева для газеты "Интерфакс":

Скриншот-цитата из интервью газете "Интерфакс" Руководителя управления внеуличного транспорта Москомархитектуры.
Скриншот-цитата из интервью газете "Интерфакс" Руководителя управления внеуличного транспорта Москомархитектуры.

Что примечательно, с его слов линия должна пройти через район (Западное) Дегунино и Куркино.

Все существующие варианты прохождения Молжаниновской линии были без прохождения через Западное Дегунино, ибо этот район находится в достаточном удалении от основной трассировке линии и ради этого нужно было бы делать достаточно большой крюк.

Молжаниновская линия в Западное Дегунино?
Молжаниновская линия в Западное Дегунино?

По-моему этот вариант слишком маловероятен и скорее всего в интервью перепутан район прохождения линии. С другой стороны, для какой-то части жителей Дегунино Молжаниновская линия будет ближе чем какая-либо другая станция метрополитена.

Станции «Молжаниновской» линии:

Теперь разберём местоположение будущих станций метро. Предлагаю открыть интерактивную карту Перспективного развития Московского метрополитена:

https://yandex.ru/maps/-/CCUQiAU-~A

1) Старт радиуса начинается от ст. м. «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии. Это было сделано не случайно.

Жёлто-зелёным цветом на карте — Молжаниновская линия; Небесно-голубым — Большая кольцевая линия; Красным — Ярославская линия; светло-зелёным — Люблинско-Дмитровская линия.
Жёлто-зелёным цветом на карте — Молжаниновская линия; Небесно-голубым — Большая кольцевая линия; Красным — Ярославская линия; светло-зелёным — Люблинско-Дмитровская линия.

Здесь строится одноименная пересадочная станция на Большую кольцевую линию метро.

Через один перегон в сторону центра планируют начать строить в ближайшее время станцию (старой/малой) Кольцевой линии метро — «Суворовская».

Сама Люблинско-Дмитровская линия считается не самой загруженной линией метро из-за множественного дублирования ею участков других линий метрополитена и железнодорожного сообщения (МЦД).

К тому же, на северном Дмитровском радиусе отсутствует крупные жилые массивы в зоне тяготения ЛДЛ, да и пригород (заМКАД) гораздо менее заселён нежели другие линии.

Ах да, не исключено, что «Молжаниновский» радиус с «Ярославским» будут соединены в одну линию. Старт-то из одной точки у обоих радиусов, грубо говоря.

2) Следующая станция планируется у м. «Дмитровская». Пересадка на Серпуховско-Тимирязевскую (серую) линию, на первый и второй диаметры (МЦД-2, МЦД-1)

Станция Молжаниновской линии, пересадочная на м. "Дмитровская" (серая линия).
Станция Молжаниновской линии, пересадочная на м. "Дмитровская" (серая линия).

3) Станция у остановочного пункта «Гражданская». Пересадка на МЦД-2.

Станция Молжаниновской линии у о.п. "Гражданская" (МЦД-2).
Станция Молжаниновской линии у о.п. "Гражданская" (МЦД-2).

Участок линии от «Марьины Рощи» до о.п. «Гражданская» целиком дублирует маршрут прохождения МЦД-2. Его могут немного скорректировать в будущем.

Кстати, в районе Аэропорт и Савёловской не будет масштабной программы реновации жилого фонда со сносом более четверти (трети/половины) района, но не исключено её появления в перспективе 2035-2050 гг. из-за старого жилого фонда.

4) Станция в районе Коптево на пересечении ул. Большая Академическая и ул. Зои и Александра Космодемьянских.

Станция Молжаниновской линии на пересечении ул. Большая Академическая и ул. Зои и Александра Космодемьянских.
Станция Молжаниновской линии на пересечении ул. Большая Академическая и ул. Зои и Александра Космодемьянских.

5) Станция близ ст. «Коптево» Московского центрального кольца (МЦК).

Станция Молжаниновской линии близ ст. «Коптево» Московского центрального кольца.
Станция Молжаниновской линии близ ст. «Коптево» Московского центрального кольца.

6) Станция на пересечении Онежской ул. и Лихоборской набережной/Кронштадского бульвара.

Станция Молжаниновской линии на пересечении Онежской ул. и Лихоборской набережной/Кронштадского бульвара.
Станция Молжаниновской линии на пересечении Онежской ул. и Лихоборской набережной/Кронштадского бульвара.

Эта станция фигурирует только на Генеральном плане Москвы. В последующих схемах её не было.

7) Станция на пересечении улиц Онежская и Фестивальная.

Станция на пересечении улиц Онежская и Фестивальная.
Станция на пересечении улиц Онежская и Фестивальная.

Для небольшой части жителей Западного Дегунино, эта станция метро будет ближайшей.

8) Пересадочная станция на ст. м. «Беломорская» (Замоскворецкая линия).

Пересадочная станция Молжаниновской линии на ст. м. «Беломорская» (Замоскворецкая линия).
Пересадочная станция Молжаниновской линии на ст. м. «Беломорская» (Замоскворецкая линия).

«Беломорская» была открыта в 2018 году без западного вестибюля. Сэкономили или оставили задел под будущую пересадку — неизвестно.

9) Станция на ул. Свободы на въезде со стороны МКАД, незадолго до перекрестка ул. Свободы/Планерная ул.

Станция метро Молжаниновской линии на ул. Свободы на въезде со стороны МКАД.
Станция метро Молжаниновской линии на ул. Свободы на въезде со стороны МКАД.

Генеральный план предлагает продлить Таганско-Краснопресненскую линию на один перегон, чтобы организовать пересадку на Молжаниновскую линию.

В последующих схемах от Института Генплана Москвы такого продления нету. Забота о жителях Старой Москвы от перегруза фиолетовой линии или лишение городских жителей поперечных транспортных связей?

ТКЛ де-факто может быть первой пересадочной станцией метро в центр для Молжаниновской линии. С другой стороны, эта пересадка дала бы возможность из Северного Тушино попасть в соседний район Ховрино без канатной дороги (которую ещё только хотят построить).

10) Станция на Юбилейном проспекте г. Химки.

Станция метро Молжаниновской линии на Юбилейном проспекте г. Химки.
Станция метро Молжаниновской линии на Юбилейном проспекте г. Химки.

Одна из двух станций в Новых Химках. С точки зрения жителей Куркино лучше бы было построить станцию метро поближе к ним, как москвичам.

Но город пока планирует построить линию по заранее отведенному коридору, внезапно, незастроенному жильём, как это обычно бывает в Подмосковье)

11) Станция на Проспекте Мельникова г. Химки. Близ ТРЦ «МЕГА Химки».

 Станция метро Молжаниновской линии на Проспекте Мельникова г. Химки.
Станция метро Молжаниновской линии на Проспекте Мельникова г. Химки.

12) Ст. м. «Молжаниновская» близ пересечения Ленинградского шоссе и Международного шоссе.

Станция метро «Молжаниновская» одноименной линии близ пересечения Ленинградского шоссе и Международного шоссе.
Станция метро «Молжаниновская» одноименной линии близ пересечения Ленинградского шоссе и Международного шоссе.

Эта станция фигурировала в старом проекте реконструкции Ленинградского шоссе от МКАД до Международного шоссе.

«Большая Ленинградка» - старый проект московского мэра Лужкова по созданию бессветофорной магистрали от Кремля до Аэропорта Шереметьево.
Часть успели реализовать, но большую часть планов отменили и скорее всего по следующей причине.
В интернете когда-то была информация, что Москва (город) оспаривала территорию Аэропорта Шереметьево и считала своей. Хотя фактически находилась на территории Московской области и платила налоги туда.
В ходе расширения Москвы 2011-2012 этот диспут был решён и Подмосковье сохранила одного из самых главных налогоплательщиков

В проекте планировки Молжаниновского района изменили техзону метро и расположение станции. Красным цветом на карте выше.

Вынужден пропустить последующие станции Молжаниновского района, в связи с отсутствием данных хотя бы примерного расположения будущих станций из-за ликвидации старой техзоны.

13) Станция на границе Молжаниновского района г. Москвы и Солнечногорского городского округа Московской области.

Станция метро Молжаниновской линии на границе Молжаниновского района г. Москвы и Солнечногорского гор. округа Московской области.
Станция метро Молжаниновской линии на границе Молжаниновского района г. Москвы и Солнечногорского гор. округа Московской области.

Или иными словами, станция возле Перепечинской развязке к третьей взлётно-посадочной полосе Аэропорта Шереметьево.

14) Станция в деревни Елино Солнечногорского городского округа.

Станция в деревни Елино Солнечногорского городского округа.
Станция в деревни Елино Солнечногорского городского округа.

Будет единственной станцией метро полностью находящейся на территории Солнечногорского городского округа.

15) Станция метро «Ржавки».

Станция метро «Ржавки» Молжаниновской линии.
Станция метро «Ржавки» Молжаниновской линии.

Будет находиться рядом с развязкой Ленинградским шоссе с Московским проспектом и подъездом к Зеленограду от трассы М-11 «Нева».

Эта станция, как и следующие в Зеленограде, имеют проектные наименования.

16) Станция метро «Центральный проспект».

Станция метро «Центральный проспект» Молжаниновской линии.
Станция метро «Центральный проспект» Молжаниновской линии.

Планируется размещение станции на пересечении Панфиловского проспекта и проспекта Генерала Алексеева.

17) Станция метро «Панфиловский проспект».

Станция метро «Панфиловский проспект» Молжаниновской линии.
Станция метро «Панфиловский проспект» Молжаниновской линии.

Предлагаемое размещение южнее Сквера 60-летия Победы в Зеленограде.

18) Станция метро «Крюково».

Станция метро «Крюково» Молжаниновской линии. Пересадка на МЦД-3 и ВСМ-1.
Станция метро «Крюково» Молжаниновской линии. Пересадка на МЦД-3 и ВСМ-1.

Здесь будет организована на одноименную железнодорожную станцию «Крюково» (МЦД-3), планируется строительство вокзала для высокоскоростной магистрали «Москва - Санкт-Петербург» (ВСМ-1).

19) Станция метро «Улица Каменка».

Станция метро «Улика Каменка» Молжаниновской линии. Пересадка на МЦД-3 и ВСМ-1.
Станция метро «Улика Каменка» Молжаниновской линии. Пересадка на МЦД-3 и ВСМ-1.

Будет расположена на пересечении Панфиловского проспекта, посередине между ул. Каменка и ул. Андреевка.

Конечная станция «Молжаниновской» линии. Ближайшая к раб. пос. Андреевка.

На этом всё! Более детальные подробности линии станут известны ближе как когда-то в светлом будущем приступят непосредственно к проектированию линии.

А до этого времени, мелкие подробности будут всплывать в различных проектах, которые затрагивают Молжаниновскую линию в той или иной степени.

Традиционный разбор аргументации строительства линии "ЗА" и "ПРОТИВ":

"ЗА":

+ Линия значительно улучшит транспортное сообщение многих районов* Москвы без пешей доступности от метро и сократит время в пути при передвижении на общественном транспорте.

* Перечислю эти районы: Аэропорт, Коптево, Головинский, Ховрино, Куркино, Молжаниновский, Зеленоградский АО.

+ Многим жители населённых пунктов Подмосковья, через которые пройдёт метро или близ, также улучшиться транспортное сообщение "центр - пригород".

+ Значительно разгрузиться Ленинградское шоссе, как следствие уменьшиться поток автомобилей въезжающих в пределы Москвы со стороны Ленинградского направления.

+ Альтернативный вариант для поездки в Аэропорт Шереметьево на метро. От ближайшей станции метро «Молжаниновская» до терминала аэропорта по автомагистрали ~6 км. Возможен запуск экспресс-автобуса.

+ Многие территории вдоль прохождения планируемой «Молжаниновской» линии метро так или иначе будет застроены жильем, а новая линия метро значительно поможет не нагрузить существующие узлы.

+ Немалая часть территории Московской области вдоль линии метро не может застроена жильём из-за санитарно-защитный зоны Шереметьево.

"ПРОТИВ":

- ЗаМКАДный участок в значительной степени дублирует МЦД-3, что снижает необходимость строительства линии туда.

- Стимулирование роста численности населения городских округов Химки (Сходня), Красногорск (Путилково) и Солнечногорск, которые будут работать в Москве.

- В пределах Москвы вместо строительства новой линии метро можно развить сеть наземного общественного транспорта с более частыми интервалами.

- Строительство линии метро в поля между Химками и Зеленоградом для застройки онных, а не для решения существующих транспортных вопросов.

- Зеленоград должен развиваться как отдельная, самостоятельная территориальная единица с необходимым количеством рабочих мест для проживающих там жителей.

И-и-и-и-всёё! Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на мой канал, ставьте оценку статье! 👍 Мне всегда приятно видеть отклик людей, читающих меня. 😊

P.S. Нужна ли линия метро в Зеленоград? Или стоит развивать МЦД-3 и ВСМ-1? Может линию метро стоит назвать "Зеленоградской"? Пишите в комментариях!)

Кстати, не лучше ли назвать «Зеленоградской» линией?