Добрый вечер.
Продолжаю разбирать официальные планы по расширению сети Московского метрополитена.
На этот раз очередь Молжаниновской линии, которая когда-то окутает многие старые районы Москвы без метро и пойдёт дальше в Химки и Зеленоград.
Официальная информация:
1. Согласно Генеральному плану г. Москвы от 2010 года (актуален по сей день) в отдаленной перспективе (2035-2050 гг.) планируется провести линию метрополитена в сторону Зеленоград.
Генплан предлагает провести метро в Зеленоград двумя способами:
А) Продление Арбатско-Покровскую линию от ст. «Пятницкое шоссе» до Куркино и далее в Зеленоград. От этих планов отказались.
Б) Строительство новой радиальной линии от станции метро «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии в Зеленоград.
2. Институт Генплана Москвы предлагает второй вариант с новым радиусом, он пока и актуальный на данный момент:
3. В проекта планировки кварталов 14, 15, 16, 17, 19 района Коптево есть техническая зона Молжаниновской линии вдоль Большой Академической улицы.
4. На Генеральном плане г. Химки присутствует «Молжаниновская» линия метрополитена:
5. В проекте планировки части Молжаниновского района (утв. 25 декабря 2020) есть техзона метро вдоль Ленинградского шоссе (нечетная сторона):
Кстати, в том же проекте Молжаниновского района отменили старую техническую зону метрополитена через незастроенные поля.
На схеме ниже красным цветом новая тех.зона метро, жёлто-зелёным старая.
Для наглядности есть схема из видеопрезентации проекта планировки Молжаниновского района:
6. В проекте изменений Генплана Москвы в отношении Зеленоградского административного округа была такая схема размещения объектов скоростного внеуличного транспорта (метро):
7. Последний раз в СМИ «Молжаниновская» линия (вместе с Ярославской линией) упоминалась в интервью с руководителем управления внеуличного транспорта Москомархитектуры Максима Васильева для газеты "Интерфакс":
Что примечательно, с его слов линия должна пройти через район (Западное) Дегунино и Куркино.
Все существующие варианты прохождения Молжаниновской линии были без прохождения через Западное Дегунино, ибо этот район находится в достаточном удалении от основной трассировке линии и ради этого нужно было бы делать достаточно большой крюк.
По-моему этот вариант слишком маловероятен и скорее всего в интервью перепутан район прохождения линии. С другой стороны, для какой-то части жителей Дегунино Молжаниновская линия будет ближе чем какая-либо другая станция метрополитена.
Станции «Молжаниновской» линии:
Теперь разберём местоположение будущих станций метро. Предлагаю открыть интерактивную карту Перспективного развития Московского метрополитена:
https://yandex.ru/maps/-/CCUQiAU-~A
1) Старт радиуса начинается от ст. м. «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии. Это было сделано не случайно.
Здесь строится одноименная пересадочная станция на Большую кольцевую линию метро.
Через один перегон в сторону центра планируют начать строить в ближайшее время станцию (старой/малой) Кольцевой линии метро — «Суворовская».
Сама Люблинско-Дмитровская линия считается не самой загруженной линией метро из-за множественного дублирования ею участков других линий метрополитена и железнодорожного сообщения (МЦД).
К тому же, на северном Дмитровском радиусе отсутствует крупные жилые массивы в зоне тяготения ЛДЛ, да и пригород (заМКАД) гораздо менее заселён нежели другие линии.
Ах да, не исключено, что «Молжаниновский» радиус с «Ярославским» будут соединены в одну линию. Старт-то из одной точки у обоих радиусов, грубо говоря.
2) Следующая станция планируется у м. «Дмитровская». Пересадка на Серпуховско-Тимирязевскую (серую) линию, на первый и второй диаметры (МЦД-2, МЦД-1)
3) Станция у остановочного пункта «Гражданская». Пересадка на МЦД-2.
Участок линии от «Марьины Рощи» до о.п. «Гражданская» целиком дублирует маршрут прохождения МЦД-2. Его могут немного скорректировать в будущем.
Кстати, в районе Аэропорт и Савёловской не будет масштабной программы реновации жилого фонда со сносом более четверти (трети/половины) района, но не исключено её появления в перспективе 2035-2050 гг. из-за старого жилого фонда.
4) Станция в районе Коптево на пересечении ул. Большая Академическая и ул. Зои и Александра Космодемьянских.
5) Станция близ ст. «Коптево» Московского центрального кольца (МЦК).
6) Станция на пересечении Онежской ул. и Лихоборской набережной/Кронштадского бульвара.
Эта станция фигурирует только на Генеральном плане Москвы. В последующих схемах её не было.
7) Станция на пересечении улиц Онежская и Фестивальная.
Для небольшой части жителей Западного Дегунино, эта станция метро будет ближайшей.
8) Пересадочная станция на ст. м. «Беломорская» (Замоскворецкая линия).
«Беломорская» была открыта в 2018 году без западного вестибюля. Сэкономили или оставили задел под будущую пересадку — неизвестно.
9) Станция на ул. Свободы на въезде со стороны МКАД, незадолго до перекрестка ул. Свободы/Планерная ул.
Генеральный план предлагает продлить Таганско-Краснопресненскую линию на один перегон, чтобы организовать пересадку на Молжаниновскую линию.
В последующих схемах от Института Генплана Москвы такого продления нету. Забота о жителях Старой Москвы от перегруза фиолетовой линии или лишение городских жителей поперечных транспортных связей?
ТКЛ де-факто может быть первой пересадочной станцией метро в центр для Молжаниновской линии. С другой стороны, эта пересадка дала бы возможность из Северного Тушино попасть в соседний район Ховрино без канатной дороги (которую ещё только хотят построить).
10) Станция на Юбилейном проспекте г. Химки.
Одна из двух станций в Новых Химках. С точки зрения жителей Куркино лучше бы было построить станцию метро поближе к ним, как москвичам.
Но город пока планирует построить линию по заранее отведенному коридору, внезапно, незастроенному жильём, как это обычно бывает в Подмосковье)
11) Станция на Проспекте Мельникова г. Химки. Близ ТРЦ «МЕГА Химки».
12) Ст. м. «Молжаниновская» близ пересечения Ленинградского шоссе и Международного шоссе.
Эта станция фигурировала в старом проекте реконструкции Ленинградского шоссе от МКАД до Международного шоссе.
«Большая Ленинградка» - старый проект московского мэра Лужкова по созданию бессветофорной магистрали от Кремля до Аэропорта Шереметьево.
Часть успели реализовать, но большую часть планов отменили и скорее всего по следующей причине.
В интернете когда-то была информация, что Москва (город) оспаривала территорию Аэропорта Шереметьево и считала своей. Хотя фактически находилась на территории Московской области и платила налоги туда.
В ходе расширения Москвы 2011-2012 этот диспут был решён и Подмосковье сохранила одного из самых главных налогоплательщиков
В проекте планировки Молжаниновского района изменили техзону метро и расположение станции. Красным цветом на карте выше.
Вынужден пропустить последующие станции Молжаниновского района, в связи с отсутствием данных хотя бы примерного расположения будущих станций из-за ликвидации старой техзоны.
13) Станция на границе Молжаниновского района г. Москвы и Солнечногорского городского округа Московской области.
Или иными словами, станция возле Перепечинской развязке к третьей взлётно-посадочной полосе Аэропорта Шереметьево.
14) Станция в деревни Елино Солнечногорского городского округа.
Будет единственной станцией метро полностью находящейся на территории Солнечногорского городского округа.
15) Станция метро «Ржавки».
Будет находиться рядом с развязкой Ленинградским шоссе с Московским проспектом и подъездом к Зеленограду от трассы М-11 «Нева».
Эта станция, как и следующие в Зеленограде, имеют проектные наименования.
16) Станция метро «Центральный проспект».
Планируется размещение станции на пересечении Панфиловского проспекта и проспекта Генерала Алексеева.
17) Станция метро «Панфиловский проспект».
Предлагаемое размещение южнее Сквера 60-летия Победы в Зеленограде.
18) Станция метро «Крюково».
Здесь будет организована на одноименную железнодорожную станцию «Крюково» (МЦД-3), планируется строительство вокзала для высокоскоростной магистрали «Москва - Санкт-Петербург» (ВСМ-1).
19) Станция метро «Улица Каменка».
Будет расположена на пересечении Панфиловского проспекта, посередине между ул. Каменка и ул. Андреевка.
Конечная станция «Молжаниновской» линии. Ближайшая к раб. пос. Андреевка.
На этом всё! Более детальные подробности линии станут известны ближе как когда-то в светлом будущем приступят непосредственно к проектированию линии.
А до этого времени, мелкие подробности будут всплывать в различных проектах, которые затрагивают Молжаниновскую линию в той или иной степени.
Традиционный разбор аргументации строительства линии "ЗА" и "ПРОТИВ":
"ЗА":
+ Линия значительно улучшит транспортное сообщение многих районов* Москвы без пешей доступности от метро и сократит время в пути при передвижении на общественном транспорте.
* Перечислю эти районы: Аэропорт, Коптево, Головинский, Ховрино, Куркино, Молжаниновский, Зеленоградский АО.
+ Многим жители населённых пунктов Подмосковья, через которые пройдёт метро или близ, также улучшиться транспортное сообщение "центр - пригород".
+ Значительно разгрузиться Ленинградское шоссе, как следствие уменьшиться поток автомобилей въезжающих в пределы Москвы со стороны Ленинградского направления.
+ Альтернативный вариант для поездки в Аэропорт Шереметьево на метро. От ближайшей станции метро «Молжаниновская» до терминала аэропорта по автомагистрали ~6 км. Возможен запуск экспресс-автобуса.
+ Многие территории вдоль прохождения планируемой «Молжаниновской» линии метро так или иначе будет застроены жильем, а новая линия метро значительно поможет не нагрузить существующие узлы.
+ Немалая часть территории Московской области вдоль линии метро не может застроена жильём из-за санитарно-защитный зоны Шереметьево.
"ПРОТИВ":
- ЗаМКАДный участок в значительной степени дублирует МЦД-3, что снижает необходимость строительства линии туда.
- Стимулирование роста численности населения городских округов Химки (Сходня), Красногорск (Путилково) и Солнечногорск, которые будут работать в Москве.
- В пределах Москвы вместо строительства новой линии метро можно развить сеть наземного общественного транспорта с более частыми интервалами.
- Строительство линии метро в поля между Химками и Зеленоградом для застройки онных, а не для решения существующих транспортных вопросов.
- Зеленоград должен развиваться как отдельная, самостоятельная территориальная единица с необходимым количеством рабочих мест для проживающих там жителей.
И-и-и-и-всёё! Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на мой канал, ставьте оценку статье! 👍 Мне всегда приятно видеть отклик людей, читающих меня. 😊
P.S. Нужна ли линия метро в Зеленоград? Или стоит развивать МЦД-3 и ВСМ-1? Может линию метро стоит назвать "Зеленоградской"? Пишите в комментариях!)
Кстати, не лучше ли назвать «Зеленоградской» линией?