Уже доказано десятками исследований, что наши эмоции сконструированы нами на основе предыдущего опыта (своего или окружения). Это означает, что если перед выступлением или важным разговором быстро бьётся сердце, потеют ладони и странные ощущения в желудке, то чаще всего это чувство окрестят сильным волнением. Все те же физиологические проявления в аэропорту перед интересным отпуском – это уже восторженное ожидание.
Об этом очень хорошо рассказывает Лиза Фелдман (видео на английском с русскими субтитрами), ученый нейробиолог, посвятившая свою жизнь изучению эмоций. Фактически, она на пальцах объясняет, что, например, ту же сильную тревогу перед выступлением можно "перевернуть" с помощью сознательного волевого усилия ума в совершенно другую, позитивную эмоцию, которая так же точно характеризуется учащённым сердцебиением. Давайте этот момент разберем поподробнее.
Что такое эмоции?
Наш мозг имеет две, скажем так (хотя это и не очень точно), нейронные цепочки, которые порождают эмоцию. Одна супер древняя (лимбическая система), доставшаяся нам еще от не то земноводных, не то еще раньше. Когда вы видите палку, похожую на змею, тут же пугаетесь и отскакиваете – это результат работы именно этой системы. Она не думает, не оценивает, не прогнозирует. Она реагирует, причем мгновенно, чтобы спасти нам жизнь. Как-либо воздействовать на эту часть в плане эмоциональной устойчивости смысла нет. Поэтому перейдем сразу ко второй, новой, модной системе, вовлекающей в процесс нашу префронтальную (думающую, планирующую, осознающую) кору мозга. Древняя система является частью новой.
За очень редким исключением (вроде панических атак) эмоция – это три составляющие: (1) когнитивная (отсутсвует в древней системе), (2) поведенческая (включая физиологическое проявление вроде тахикардии) и (3) собственно эмоция, ее чувствование, если можно так сказать. Страх высоты – это, в первую очередь (!), осознание, что вы находитесь на высоте, только после этого включается физиологическая реакция (тахикардия, бабочки в животе, потные ладони, напряженные мышцы лица), далее срабатывает поведенческая (отойти от края, перестать смотреть вниз или сильное стремление сделать это), а уже только после этого происходит “создание” и осознание самой эмоции. Почему панические атаки исключения?
Потому что в этой ситуации отсутсвует когнитивная составляющая и одной только физиологической реакции достаточно, чтобы сформировать чувство страха. В абсолютном большинстве других ситуаций одной только физиологии недостаточно. Например, то же самое учащенное сердцебиение и потные ладони не создадут никакой эмоции вообще во время утренней пробежки. Для развития эмоциональной устойчивости это самый важный вывод! Эмоция – это продукт когнитивного сознания. Именно когнитивное восприятие и физиологическая реакция формируют то, на что мы можем наклеить ярлык как сильного волнения, так и восторженного ожидания.
От чего ещё зависят эмоции?
История (в лице профессионального историка Тиффани Уотт) говорит о том, что эмоции, даже те, что называют базовыми (опять же за очень редким исключением), никогда не были детерминированы в обыденном смысле этого слова. Например, в 17 веке человек действительно, без всяких ошибок или шуток мог умереть от ностальгии или тоски по дому. Сейчас такое довольно сложно себе представить. Почему? Потому что эмоции, сила и глубина их проживания меняются вместе с тем миром, в которым мы живем.
Эмоции зависят и от языка, от того, есть ли им название в нашем словарном запасе или нет. Если в языке нет имени определенному чувству или эмоции, нам очень трудно как-то выделить это состояние и глубоко прожить его. Это в большей степени дано творческим людям – музыкантам, художникам, поэтам, писателям – которые не могут назвать, но могут передать эти неуловимые состояния. Что это значит? Что мы сами можем влиять на то, как и что мы чувствуем, можем развивать свою способность чувствовать и осознавать как свои эмоции, так и других людей.
Самый главный вывод из всего вышесказанного, наши эмоции – это не детерминированные нейронные цепочки, это наши реакции, впитанные нами с опытом и потому только кажущиеся неотделимыми от нас. Их можно (а иногда нужно) “перепрограммировать”! Как? Об этом во второй части статьи: “Трансформация эмоций: тревога, злость, зависть, обида”.
На этом всё, если статья вам понравилась, поставьте, пожалуйста, лайк и подписывайтесь на наш канал (кнопка в самом верху), чтобы не пропустить новые материалы.