Найти тему

Искусство управления стоимостью. Что это значит?

В логотипе компании Евроэксперт есть слоган «искусство управления стоимостью ».

Еще недавно никто не задумывался о стоимости - ни инвесторы, ни советы директоров, ни топ-менеджеры. За последние 10-15 лет ситуация кардинально изменилась, и сегодня мы постоянно слышим о ней: самые быстрорастущие акции, прирост рыночных индексов, самые дорогие компании в мире, рост стоимости инвестиций….

Почему так важна стоимость?

1. Все сделки и инвестиционные решения основаны на стоимости.

Покупка/продажа активов, дополнительная эмиссия и выкуп акций, размещение акций на бирже, привлечение финансирования, реализация инвестиционного проекта, управление бизнесом – все решения принимаются на основе стоимости.

2. Предпочтения инвесторов меняются, а возможности для инвестирования безграничны.

С одной стороны, в мире, в том числе и в России, изменилось отношение к сбережениям и инвестициям. Инвесторам больше не интересны банковские вклады, они готовы к рискам и инвестициям в различные активы, капитал и акции.

С другой стороны, деньги сегодня достигли беспрецедентного уровня мобильности. Куда хочешь – туда и вкладывай. Не выходя из дома. Нет ограничений для движения капитала, он больше не прилеплен к одному месту, как это было раньше. И он будет двигаться туда, где его больше ценят)) где он сможет заработать бóльшую доходность, в том числе, за счет прироста стоимости.

Так, согласно статистике ЦБ РФ, российские инвесторы, фактически сидя дома, в 2020 году вложили в акции зарубежных компаний 415 млрд рублей, в облигации - 223 млрд руб.

3. Доходность любых инвестиций зависит от стоимости.

Есть два источника доходности любого актива:

  • Текущая доходность, например, для акций – дивиденды, для облигаций – купон и т.д.
  • Прирост стоимости. Любой инвестор, вкладывая деньги сегодня, ожидает прироста стоимости своих инвестиций в будущем.

Современные инвесторы ориентированы на рост стоимости инвестиций.

Некоторые из самых дорогих компаний мира не платят дивиденды, при этом инвесторы довольны, а акции высоколиквидные. Почему? Стоимость их акций растет, обеспечивая хорошую доходность, и компания может не выплачивать дивиденды, а использовать чистую прибыль для финансирования инвестиций.

Тогда рост стоимости становится ключевой задачей любого бизнеса. Сложной задачей. Одно дело - оправдывать прогнозы аналитиков в отношении чистой прибыли, платить дивиденды, дарить сиюминутную радость инвесторам и оказывать краткосрочное влияние на цены акций. Совершенно другая задача – создавать долгосрочный прирост стоимости, не за квартал, не за год, а годами.

4. Капитал покупается на рынке. За деньги. За него надо платить.

Для развития любого бизнеса и финансирования любого инвестпроекта нужен капитал. Сегодня компании конкурируют не только на рынках товаров и услуг за покупателей и клиентов, но и на рынках капитала за деньги инвесторов, для которых важна стоимость и ее рост.

Капитал не вынимается из кармана или бюджета, а фактически покупается на рынке. Затраты на привлечение капитала – это:

  • Доходность, которую хотят инвесторы.
  • Затраты, точно такие же, как и операционные издержки.
  • Ключевой фактор стоимости. Ниже затраты – выше стоимость.

Все согласны, что бизнес должен быть конкурентоспособен с точки зрения доходности и операционных издержек, но не все задумываются от том, что с точки зрения финансовых издержек – затрат на привлечение капитала – и заемного, и акционерного, бизнес также должен быть конкурентоспособен.

Если при сопоставимой доходности затраты на капитал выше, чем у конкурентов (теперь вспомните тех, кто растет в стоимости и поэтому не платит дивиденды, соответственно, существенно снижает затраты на капитал), так вот, проблема решается либо повышением доходности или сокращением этих затрат, либо поглощением бизнеса более сильным игроком, либо банкротством.

5. Стоимость – интегральный критерий эффективности и стратегическая цель.

Ни один из показателей – чистая прибыль, доля рынка, темпы роста, размер активов – сам по себе не является достаточным для оценки результатов деятельности. Стоимость – интегральный критерий эффективности, который включает влияние всех показателей компании.

Сегодня управление бизнесом основано на стоимости, т.к. большинство открытых компаний заботятся о благосостоянии акционеров. На самом деле, стоимость - отражение долгосрочных интересов всех участников бизнеса, не только акционеров. В очереди требований к компании акционеры находятся в самом конце. Их интересы оплачиваются последними. И если довольны акционеры, значит, все кто был в этой очереди впереди – покупатели, сотрудники, менеджмент, поставщики, государство.

Что мы хотели сказать своим слоганом?

Мы знаем, как формируется стоимость и что на нее влияет. Мы понимаем важность роста стоимости. Мы помогаем создавать стоимость.