Один из фильмов, который я рекомендую к просмотру в обязательном порядке. Ещё бы желательно книгу прочесть. Но тут уж… Хотя бы фильм посмотрите…
Фильм снят очень близко к книге, но всё же не полная копия. Об этом стоит помнить.
Например, фильм не расскажет вам что стало с Джейнис Эджкомб. В книге же этот момент меня просто потряс.
Данный роман выходил частями. Всего шесть брошюр.
Но самое интересное не в количестве книг и не в различиях. А в том, что прячет автор за фассадом тюрьмы. А там…
«Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова.
Только если большинство читателей этой книги акцентируют внимание на мастере и Маргарите, то Стивен Кинг взял вторую линию.
В «Зелёной миле» есть Иешуа, Понтий Питат и его пёс.
Начну с самого главного персонажа: пёс.
Именно мистер Джинглс составляет компанию Полу Эджкомбу в его долгом ожидании Иешуа.
Помните, что сказал Мастер, когда Воланд привёл его к Пилату? Это очень важно. Он сказал: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» Где же здесь Мастер?
Вернусь немного назад.
Итак, «в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой» по коридору дворца Ирода Великого... То есть по «зелёной миле» блока «Е» тюрьмы «Холодная гора» идёт Пол Эджкомб. Ещё совсем немного. Он ждёт. Скоро в двери славного дворца войдёт Иешуа...
Короткое пояснение: Иешуа — форма еврейского имени Иисус, которая отрицается большей частью лингвистов и библеистов, изучающих древние языки, используемую в некоторых направлениях мистического и эзотерического христианства (Википедия).
Для удобства буду применять общепринятое и более известное и распространённое имя — Иисус Христос. Jesus Christ. John Coffey (Джон Коффи). У него есть мистический дар исцелять, видеть прошлое, а ещё он страдает.
И единственный, кто может его освободить, как бы это ни звучало, — Понтий Пилат (Пол Эджкомб). Только Пол считает, что освобождение — это выход за пределы стен тюрьмы, именно поэтому и предлагает побег. Но Джон Коффи понимает свободу совершенно иначе. Освобождение для него — выход не за стены, а за пределы собственного тела. Смерть для Коффи — не наказание, а выход, спасение.
Тем, кто думает, что долгая жизнь Пола — проклятие от Джона Коффи:
перед казнью Пол приходит в камеру к Коффи и предлагает тому побег. Он говорит, что когда ему придёт время предстать перед Богом, придётся ответить на вопрос: «Почему ты убил одно из настоящих моих чудес?». И что Полу на это отвечать? «Что это — моя работа? Моя работа…»
«Ты скажешь Господу, что сделал хорошее дело. <…> Я хочу умереть и покончить с этим. Я хочу… Я устал, босс. Устал быть в дороге, одинокий, как воробей под дождём. И я устал, что у меня никогда не было друга, с которым можно поговорить: куда мы идём, откуда и зачем? Я устал, что все люди жестоки и беспощадны. Я устал от боли, которую я чувствую и слышу в мире каждый день. Это слишком много! Здесь, в голове, будто осколки стекла! Каждый день! Ты можешь понять?…»
«Да, Джон. Кажется, да…»
И проблема ведь не в том, что Пол допускает смерть Коффи, из-за чего наказан жить долго. Проблема в том, что он начал заглаживать вину за казнь Делакруа, используя Джона. Джон же просто дал ему время на осмысление и прощение самого себя, ведь Джон его не винит. И Делакруа тоже.
Что из себя представляет жизнь Пола в начале фильма? Она спокойная, размеренная и эгоистично одинокая, потому что всё, что волнует Пола — только он сам.
Только представьте себе: дом-работа-дом. Мы устаём и не обращаем внимание на всё вокруг. Жалеем себя, потому что мы устали и всё так монотонно, ещё и болит что-то.
Пол живёт именно так. Его жизнь - привычное болото. Что-то должно было случиться, чтобы он был вынужден покинуть насиженное место. Что же?
Появление сразу двух персонажей: Джона Коффи и… Перси Уэтмора. Имменно поэтому мы видим этих двоих в кадре вместе с самого начала: добро и зло. Только когда чёрное и белое лежит рядом, разница становится очевидной, не так ли? Подоброе кого хочешь расшатает, вот и Пол начинает потихоньку выплывать на берег. Там ждёт его Совесть. Он прикасается к собственной Совести тогда, когда Делакруа умирает жестокой смертью.
С этого момента Пол проклят. Не Делакруа, и не Джоном Коффи, а самим собой. Получает много времени на осознание того, что есть жизнь.
Недаром коридоры дома престарелых так напоминают ему зелёный коридор блока «Е». Его долгая жизнь — его зелёная миля. Дорога к концу. Но никто не говорит, что этот путь обязан быть коротким.
В фильме этого нет, но есть в книге. Когда Пол встречает Коффи ещё раз. Джон приходит за его женой.
Поэтому всё, что остаётся Полу жить дальше и ждать, когда кто-то крикнет ему: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!».
Но где же Мастер?…
Полагаю там же, где и Совесть.
Пол должен сам себя простить. Когда он, наконец поймёт, что за всё заплатил сполна, что страданиями он всё искупил, он станет свободным.