Пошить историческое платье, которое будет отлично на вас сидеть - задача не из легких... К тому же далеко не каждая швея сможет грамотно подойти к этому вопросу. Не получится просто сунуть ей под нос картинку из интернета и сказать "Вот так хочу". Если вы не обращаетесь к специалистам узкого профиля, которые съели собаку на пошиве исторических костюмов, то придется самостоятельно разобраться с тем, что и как должно выглядеть. Иначе есть риск потратить деньги впустую.
1. Платья нет
Современные мы понимаем под платьем цельнокройный предмет. Проще говоря, юбка сшита с блузкой - вот вам и платье. В 19 веке такого платья не было. Корсаж и юбка - это две отдельные части.
Нужно это было ввиду практичности, в том числе. Ведь очень часто корсаж бального платья снимался, надевался корсаж с длинным рукавом - вот вам и дневное платье, можно наносить визиты. Ниже примеры таких платьев:
2. Нижнее белье
В это ключевое словосочетание входят:
- бельевой корсет - нужен для создания силуэта "рюмочка" и упрощения жизни дамы, которой придется на своей талии держать большое количество материи;
- сорочка или нижняя рубаха: шьется из натуральной ткани, надевается под корсет. Функция заключается в том, чтобы часто не стирать верхнюю одежду. Впитывает пот, кожное сало и прочее.
- панталончики и чулки: дамам нельзя показывать открытые ножки. Табу. Поэтому белые чулочки, панталончики - обязательны, так как юбка может играть, и открыть ножки.
- кринолин: каркасная юбка из металлических колец (в 19 веке иногда заменяли ивовым прутом или китовым усом), позволяет создать правильный силуэт, не надевая миллион нижних юбок.
- нижняя юбка: надевается сверху на кринолин, чтобы прикрыть кольца кринолина, их не должно быть видно при движении.
Подробнее о нижнем белье читайте в статье: "Нижнее белье середины XIX века - основа платья".
3. Силуэт
К середине XIX века юбка достигает пика своего объема. Расти она начала еще в 30-40-х годах в период бидермайера. Постепенно из колокольчика юбка превратилась в полусферу. За счет кринолина, конечно, достичь нужного силуэта стало проще.
В этот же период затягивать корсет до 40 см. в талии очень модно. Тонкие воздушные леди достигали нужного эффекта пыточным путем: каждый день корсет старались затянуть сильнее. Ясное дело, что для здоровья это не очень, доходило до деформации ребер.
Плечи и грудь были главным украшением любой дамы. Покатые плечи, глубокое декольте, добавление пышности оборками и бантиками - последний писк!
Таким образом, силуэт можно условно обозначить как "песочные часы".
4. Оборки
Чарльз Ворт - главный кутюрье мира, как бы пафосно это ни звучало, обожал оборки! Даже свою маму он наряжал в розовое газовое платье с кучей оборок! И это для женщины в возрасте!
Они были везде! На рукавах, корсаже, юбке! Ниже фотография знаменитого платья Чарльза Ворта, которое дошло да наших дней.
5. Дань 18 веку. Рококо
Императрица законодательницы моды Франции - Евгения де Монтихо - обожала ретро. На тот момент это была эпоха рококо. Консервативная красавица боготворила образы Марии-Антуанетты, просила пошить такие же платья, написать свои портреты в этих образах, заказывала мебель в этом стиле и прочее, и прочее. Если вам интересно, к чему привела эта страсть французскую императрицу, читайте статью "Как Евгения в Марию-Антуанетту играла и чуть не умерла".
Но пришел ко двору талантливый Ворт, и внес свои коррективы в увлечение Евгении. Тем не менее, очень многое было взято из прошлого века. Не зря же этот период называется "Второе рококо". Первое было при Марии-Антуанетте.
Итак, что будет уместно смотреться на вашем платье:
- бантики, даже не просто бантики, а так называемая, дорожка из бантиков. Например, на корсаже или юбке.
- рукавчик а-ля рококо. Узкий рукав до середины плеча, заканчивающийся оборочкой из кружева был довольно моден. И дамы с удовольствием, носили его с контрастными тканями.
- двойная юбка с разрезом посредине.
6. Треугольник на груди
Современные дамы стесняются делать себе глубокое декольте на платьях. Разумеется, у нас всё чинно и пристойно. Но нельзя забывать про интересную особенность кроя лифа, которая сразу сделает ваше платье историчным! Это перевернутый треугольник на корсаже. Его подчеркивали как силуэтом - утянутая талия и подчеркнуто широкие плечи, так и различными ухищрениями типа оборок, контрастных тканей, берты и прочее.
7. Цвет и ткань
В середине 19 века особенно любили газовые ткани, множество кружева, легкие, пышные, нежные, полупрозрачные. К сожалению, самые красивые платья Чарльза Ворта не дошли до наших дней, так как просто истлели. Я уже писала про оборки, но нужно понимать, что газ, фатин, тюль, муслин - это прямо то, что можно назвать подобием французской моды середины 19 века.
В Англии того периода больше любили практичные ткани. Даже в бальном платье. Разумеется, они долговечнее, ни за что не цепляются, не рвутся и при изменении фасона, из них проще перешить что-то новое.
Хочу обратить внимание на цвет платьев.
Сочетания очень интересные. И нигде нет простого оттенка. К тому же в этот период появляются анилиновые красители и можно побаловаться с яркими выжигающими глаза цветами. Хотя именно бальных платьев я таких встречала немного.
Юные девушки носили светлые, нежные цвета.
Дамы замужние могли себе позволить более темные оттенки, благородные красивые сочетания, плотные ткани: тафту, муар, парчу, бархат.
8. Рукав и вырез
Рукавчик самое простое сделать в виде фонарика, но были и различные вариации. Опять же обратите внимание, как любили украшать эту часть корсажа. Важно, что и вырез, и рукав должны создавать вид покатых плеч. На бальном платье рукав короткий, никогда не доходил до запасться!
Ближе к 60-м годам рукавчик уменьшается.
V-Образный вырез декольте дублируется и на спинку. Хотя можно было сделать ее закрытой.
Дамы 19 века не боялись украшать корсаж в области декольте и рукавчиков. Перебора быть не могло: кисти, бахрома, бантики, оборки. На все это сверху еще крепили живые цветы. Так что не стесняйтесь украшать корсаж! Оборок много не бывает!
9. Очевидное и невероятное
Корасаж должен быть "на костях", т.е. снизу вверх по швам вставляются полосочки из металла или китового уса, чтобы держать форму.
Молний еще не изобрели, поэтому в качестве застежек использовали шнуровку сзади или спереди (довольно редко, есть свои особенности). На прогулочных платьях иногда встречаются также крючки и пуговки.
Корсаж спереди заканчивается острым концом, форма которого варьировалась, но этот уголок должен быть также очень хорошо прошит косточками и проклеен настолько, чтобы нельзя было его легко согнуть при движении.
Никаких специальных крючков или кнопок между корсажем и юбкой не делали. При правильном крое, шнуровке и прошивке корсажа металлом, чтобы он держал форму, корсаж сядет по фигуре как влитой. И в танце не будет задираться, играть.
Были корсажи и без уголка, но остальных правил это не отменяло.
10. Этнические элементы
Викторианская Англия обожала вносить в свой костюм разные национальные элементы:
- шотландская клетка;
- контрастный пояс;
- рукав-пагода;
Модными были и греческие орнаменты.
Бахрома, которой часто заменяли оборки англичанки, пришла в страну с востока и стала очень популярным элементом костюма.
Думаю, что смогла подробно и красочно привести вам основные особенности платья 19 века, которые помогут вам сориентировать вашего портного при заказе. Рекомендую также выйти в группу "История моды" (оттуда я брала все фотографии к сегодняшней статье) и просто полистать альбомы с платьями соответствующей эпохи.