Найти тему
Вижу красоту

Душа конаковского фаянса

Конаково. 1978 // РИА Новости. № 3203601. Источник:  visualrian.ru
Конаково. 1978 // РИА Новости. № 3203601. Источник: visualrian.ru

Друзья, с удовольствием делюсь с вами душевной статьёй из журнала «Огонёк» за 1962 год о моём любимом тёплом фаянсе. И вновь выполняю избранную мной миссию – восстанавливаю право художника на имя: подписываю приведённые иллюстрации с майоликовыми изделиями Конаковского фаянсового завода имени М.И. Калинина.

Толченова Н. Душа простой глины // Огонёк, 1962. – № 4. – С. 24–25.

Простая глина. Золушка рядом с хрусталём, надменно блистающим своими холодными алмазными гранями…

Но и впрямь, как в сказке о Золушке, само время подтвердило скромную и добрую красоту вещей, словно затаивших в себе память о наивных и мудрых творениях рук человеческих. Память о первом бесхитростном и хитроумнейшем сосуде для питья, а потом и для пищи. О первой игрушке, заставившей ребёнка развеселиться и пронёсшей через века благодарную улыбку матери.

В наши дни в жизнь и быт человека чрезвычайно широко входит химия и вместе с ней множество всевозможных, рождаемых ею сложных вещей. А человек, как бы стремясь соблюсти и охранить в своей душе нечто сокровенное, всё больше тянется к простоте в оформлении своей жизни, своего быта. Легко заметить, что именно простота как раз и становится основным эстетическим принципом всего нового, современного в убранстве жилища, в художественных деталях, в украшениях одежды.

Разумеется, простота простоте рознь. Мало кого тронет дешёвая простота пластмассовой вазы, тарелки, пудреницы, броши, старательно, но не очень-то удачно подделывающихся под хрусталь либо под цветное стекло, минерал, камень... Почему-то изделия из пластмассы, едва лишь появляющиеся на прилавках магазинов, почти всегда кажутся безнадёжно устаревшими, пропылившимися, скучными. Они не то что некрасивы, но словно бездушны – лишены привлекательности и обаяния. И, пожалуй, именно потому, что выглядят, как подделка – вроде бумажных, тряпочных или восковых цветов. На них как будто лежит печать штамповавшей их машины. Они безлики. Хотя, конечно, пластмасса вполне могла бы существовать самостоятельно. И даже иметь большой успех! Если бы художники-прикладники сумели найти для неё какое-то своё оригинальное выражение: придумать новые формы, подобрать живые, радующие глаз цвета…

Надежда Литвиненко. Ваза. 1963. Конаково. Высота 20,6 см. Тверская областная картинная галерея // Д-4813. Госкаталог: 15998061. Источник: goskatalog.ru
Надежда Литвиненко. Ваза. 1963. Конаково. Высота 20,6 см. Тверская областная картинная галерея // Д-4813. Госкаталог: 15998061. Источник: goskatalog.ru

Но мы отвлеклись от главного – от глины.

Думается, глина значительно меньше нуждается в модернизации. Она покоряет прежде всего своей достоверностью. Жизненностью, присущей, кажется, самому материалу. Народностью. И даже ещё шире – какой-то человечностью, одухотворённостью, которые заставляют вас предполагать, что каждая из этих прекрасных вещей сделана специально для вашей радости, что каждая из них является первозданной и неповторимой.

Взгляните, что за чудо, в самом деле, эта конаковская глина! Она очень недорога. И, по правде говоря, эстетическая стоимость каждого изделия куда выше его денежной цены. Поэтому-то и купить подобные вещи бывает нелегко. Едва завидев конаковскую глину, люди без лишних слов тут же становятся в очередь к продавцу.

Отари Гагнидзе. Ваза для фруктов. 1963. Конаково. Диаметр 21,8 см. Тверская областная картинная галерея // КП-14954. Госкаталог: 23224611. Источник: goskatalog.ru
Отари Гагнидзе. Ваза для фруктов. 1963. Конаково. Диаметр 21,8 см. Тверская областная картинная галерея // КП-14954. Госкаталог: 23224611. Источник: goskatalog.ru

Прелестные и как будто вовсе не замысловатые вещи эти украсят каждую квартиру, каждый уголок в ней сделают нарядным и праздничным. Они оживят письменный стол либо туалетный столик, как нельзя более уместны окажутся возле книг – на полке или этажерке.

Елена Гуревич. Скульптура «Цирковой медведь». 1963. Конаково. Высота 14,3 см. Тверская областная картинная галерея // КП-15078. Госкаталог: 23224119. Источник: goskatalog.ru
Елена Гуревич. Скульптура «Цирковой медведь». 1963. Конаково. Высота 14,3 см. Тверская областная картинная галерея // КП-15078. Госкаталог: 23224119. Источник: goskatalog.ru

И если вам вдруг не понравится несколько традиционный медведь, с трудом взобравшийся на бочонок, то уж наверняка вызовет восторг смешная жирафа высотой чуть поболее ладони.

Фаина Крохина (автор росписи). Владимир Сергеев (автор модели). Скульптура «Жирафёнок». 1960. Конаково. Высота 24,5 см. Кузбасский государственный краеведческий музей // ВС 23. Госкаталог: 11885957. Источник: goskatalog.ru
Фаина Крохина (автор росписи). Владимир Сергеев (автор модели). Скульптура «Жирафёнок». 1960. Конаково. Высота 24,5 см. Кузбасский государственный краеведческий музей // ВС 23. Госкаталог: 11885957. Источник: goskatalog.ru

Вернее, это жирафий детёныш; вы заметили, какой у него удивленный вид: он только что встал на свои коротенькие, нарочито неуклюжие ножки, оттопырил хвост и насторожил зелёные, внимательные уши, похожие на два древесных листка. Видно, солнце светит на жирафёнка сквозь густые яркие заросли: тени, лежащие на золотистой фигурке малыша, поражают трепетными цветовыми сочетаниями, казалось бы, самыми необычайными и вместе с тем вполне убедительными.

Глеб Садиков. Сухарница. 1964. Конаково. Длина 25,5 см. Тверская областная картинная галерея // Д-7814. Госкаталог: 21511709. Источник: goskatalog.ru
Глеб Садиков. Сухарница. 1964. Конаково. Длина 25,5 см. Тверская областная картинная галерея // Д-7814. Госкаталог: 21511709. Источник: goskatalog.ru

А до чего приятны, уютны эти маленькие круглые плошки, разрисованные – подобно старинным ситцам – светлым по тёмному либо тёмным по светлому с каким-то удивительно весёлым, мастерским небрежением. В кофейном сервизе эта же изящная небрежность подчёркивает прелесть самой формы: чуть угловатые, стилизованные чашки со сверкающей глазурованной поверхностью, светлые изнутри, кажутся выдолбленными из кусочков древесной коры. Небольшие вазы, напротив, привлекают спокойной и благородной, неяркой расцветкой, а главное – чётким рисунком контура, очень строгим и законченным силуэтом...

Глеб Садиков. Скульптура «Пингвин с пингвинёнком». 1950-е. Конаково. Высота 15,5 см. Тверская областная картинная галерея // Д-7271. Госкаталог: 12017893. Источник: goskatalog.ru
Глеб Садиков. Скульптура «Пингвин с пингвинёнком». 1950-е. Конаково. Высота 15,5 см. Тверская областная картинная галерея // Д-7271. Госкаталог: 12017893. Источник: goskatalog.ru

Вам все ещё не верится, что каждая из этих вещиц – и ещё бессчётное количество других изделий из глины – прошла через заводской конвейер?! Ну, так посмотрите, сколько мишек, карабкающихся на бочонок, ждут раскраски. Ещё целый пролёт занят жирафятами. А дальше – пингвин, обнявший своего детёныша; колоссальные пингвиньи стада отправляются на обжиг в огромную электропечь Конаковского керамического завода, отметившего недавно свой полуторавековой юбилей.

Глеб Садиков. Кофейный сервиз «Европейский». 1966. Конаково. РИА Новости. №556333. Источник: visualrian.ru
Глеб Садиков. Кофейный сервиз «Европейский». 1966. Конаково. РИА Новости. №556333. Источник: visualrian.ru

Через великое множество рук проходит здесь глина. Но не превращается в бездушную продукцию. Ей словно передается свет души дотронувшихся до неё людей. Всемирно известных конаковских умельцев.

Вера Филянская. Пепельница «Курочка». 1958. Конаково. Длина 11,5 см. Тверская областная картинная галерея // Д-6312. Госкаталог: 15791848. Источник: goskatalog.ru
Вера Филянская. Пепельница «Курочка». 1958. Конаково. Длина 11,5 см. Тверская областная картинная галерея // Д-6312. Госкаталог: 15791848. Источник: goskatalog.ru

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ячсастлив