Друзья, с удовольствием делюсь с вами душевной статьёй из журнала «Огонёк» за 1962 год о моём любимом тёплом фаянсе. И вновь выполняю избранную мной миссию – восстанавливаю право художника на имя: подписываю приведённые иллюстрации с майоликовыми изделиями Конаковского фаянсового завода имени М.И. Калинина.
Толченова Н. Душа простой глины // Огонёк, 1962. – № 4. – С. 24–25.
Простая глина. Золушка рядом с хрусталём, надменно блистающим своими холодными алмазными гранями…
Но и впрямь, как в сказке о Золушке, само время подтвердило скромную и добрую красоту вещей, словно затаивших в себе память о наивных и мудрых творениях рук человеческих. Память о первом бесхитростном и хитроумнейшем сосуде для питья, а потом и для пищи. О первой игрушке, заставившей ребёнка развеселиться и пронёсшей через века благодарную улыбку матери.
В наши дни в жизнь и быт человека чрезвычайно широко входит химия и вместе с ней множество всевозможных, рождаемых ею сложных вещей. А человек, как бы стремясь соблюсти и охранить в своей душе нечто сокровенное, всё больше тянется к простоте в оформлении своей жизни, своего быта. Легко заметить, что именно простота как раз и становится основным эстетическим принципом всего нового, современного в убранстве жилища, в художественных деталях, в украшениях одежды.
Разумеется, простота простоте рознь. Мало кого тронет дешёвая простота пластмассовой вазы, тарелки, пудреницы, броши, старательно, но не очень-то удачно подделывающихся под хрусталь либо под цветное стекло, минерал, камень... Почему-то изделия из пластмассы, едва лишь появляющиеся на прилавках магазинов, почти всегда кажутся безнадёжно устаревшими, пропылившимися, скучными. Они не то что некрасивы, но словно бездушны – лишены привлекательности и обаяния. И, пожалуй, именно потому, что выглядят, как подделка – вроде бумажных, тряпочных или восковых цветов. На них как будто лежит печать штамповавшей их машины. Они безлики. Хотя, конечно, пластмасса вполне могла бы существовать самостоятельно. И даже иметь большой успех! Если бы художники-прикладники сумели найти для неё какое-то своё оригинальное выражение: придумать новые формы, подобрать живые, радующие глаз цвета…
Но мы отвлеклись от главного – от глины.
Думается, глина значительно меньше нуждается в модернизации. Она покоряет прежде всего своей достоверностью. Жизненностью, присущей, кажется, самому материалу. Народностью. И даже ещё шире – какой-то человечностью, одухотворённостью, которые заставляют вас предполагать, что каждая из этих прекрасных вещей сделана специально для вашей радости, что каждая из них является первозданной и неповторимой.
Взгляните, что за чудо, в самом деле, эта конаковская глина! Она очень недорога. И, по правде говоря, эстетическая стоимость каждого изделия куда выше его денежной цены. Поэтому-то и купить подобные вещи бывает нелегко. Едва завидев конаковскую глину, люди без лишних слов тут же становятся в очередь к продавцу.
Прелестные и как будто вовсе не замысловатые вещи эти украсят каждую квартиру, каждый уголок в ней сделают нарядным и праздничным. Они оживят письменный стол либо туалетный столик, как нельзя более уместны окажутся возле книг – на полке или этажерке.
И если вам вдруг не понравится несколько традиционный медведь, с трудом взобравшийся на бочонок, то уж наверняка вызовет восторг смешная жирафа высотой чуть поболее ладони.
Вернее, это жирафий детёныш; вы заметили, какой у него удивленный вид: он только что встал на свои коротенькие, нарочито неуклюжие ножки, оттопырил хвост и насторожил зелёные, внимательные уши, похожие на два древесных листка. Видно, солнце светит на жирафёнка сквозь густые яркие заросли: тени, лежащие на золотистой фигурке малыша, поражают трепетными цветовыми сочетаниями, казалось бы, самыми необычайными и вместе с тем вполне убедительными.
А до чего приятны, уютны эти маленькие круглые плошки, разрисованные – подобно старинным ситцам – светлым по тёмному либо тёмным по светлому с каким-то удивительно весёлым, мастерским небрежением. В кофейном сервизе эта же изящная небрежность подчёркивает прелесть самой формы: чуть угловатые, стилизованные чашки со сверкающей глазурованной поверхностью, светлые изнутри, кажутся выдолбленными из кусочков древесной коры. Небольшие вазы, напротив, привлекают спокойной и благородной, неяркой расцветкой, а главное – чётким рисунком контура, очень строгим и законченным силуэтом...
Вам все ещё не верится, что каждая из этих вещиц – и ещё бессчётное количество других изделий из глины – прошла через заводской конвейер?! Ну, так посмотрите, сколько мишек, карабкающихся на бочонок, ждут раскраски. Ещё целый пролёт занят жирафятами. А дальше – пингвин, обнявший своего детёныша; колоссальные пингвиньи стада отправляются на обжиг в огромную электропечь Конаковского керамического завода, отметившего недавно свой полуторавековой юбилей.
Через великое множество рук проходит здесь глина. Но не превращается в бездушную продукцию. Ей словно передается свет души дотронувшихся до неё людей. Всемирно известных конаковских умельцев.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ячсастлив