Одним из важнейших навыков сотрудника спецслужб является умение быстро "войти в контакт" с человеком и расположить его к себе для получения необходимой информации или иных форм сотрудничества.
Очень часто, на изучение "объекта" просто не хватает времени, и приходится это делать быстро и исходя из сложившейся ситуации.
В этой статье я расскажу о нескольких важных психологических инструментах, позволяющих быстро найти "общий язык" с собеседником.
Начать хочу с рекомендаций небезызвестного эксперта в области коммуникаций - Джека Шафера, который долгое время работал агентом ФБР и обучал сотрудников психологическим техникам влияния.
По словам Шафера, самый лучший способ расположить к себе человека - это дать ему возможность понравиться самому себе. В вашем окружении человек должен почувствовать себя особенным и привлекательным для самого себя. Если проще - нужно поднять ему самооценку.
Для этого применяются различные техники, одна из них, например - комплимент от третьего лица. Суть данной техники в том, что комплимент, сказанный кем-то третьим не будет воспринят за назойливость и желание подольстить. Пример такого комплимента:
"Слышал, как сосед восхищался твоей новой машиной!"
Такие комплименты можно (и нужно) делать также и личностным качествам человека.
Ещё бывший агент ФБР рекомендует вести разговор таким образом, чтобы собеседник похвалил самого себя и отметил свои положительные стороны. Это даст человеку возможность мгновенно почувствовать себя значимым, а закон психологии таков, что люди стремятся к тем, с кем чувствуют свою уникальность и востребованность.
А теперь самое интересное!
Следующая техника принадлежит НЛП (нейро-лингвистическое программирование) и его основателям - американцам Джону Гриндеру и Ричарду Бендлеру. Суть данной техники - быстро определить фокус внимания человека и подстроится под него. Это и называется "найти общий язык", сейчас поймёте, почему.
Ваша задача - определить, на чём акцентирует внимание человек и начать с ним разговаривать "на одном языке". Люди воспринимают информацию несколькими категориями. Это: время, вещи, процессы, места, люди и ценности. Как правило, внимание направляется на ту категорию, которая человеку ближе всего. Люди используют все категории, но у каждого определенно имеется преобладание той или иной из них, и это можно легко определить по речи человека.
Расскажу на примере, как это сделать.
Возьмём за пример рассказ человека о том, как он устроился на новую работу в офис.
- Если для человека ближе категория "ЛЮДИ", соответственно, он, в основном, будет рассказывать о своём начальнике, о коллегах и т.д.
- Категория "ВЕЩИ" - рассказ будет, в основном, об устройстве офиса, о рабочем месте.
- В категории "ЦЕННОСТИ" будут преобладать высказывания о том, как человек счастлив, что попал на определённую должность. Что теперь он увеличит свой финансовый доход.
- Фокусировка на "ПРОЦЕССАХ" означает, что человек вам подробно расскажет всю последовательность трудоустройства: как размещал резюме и где, куда ходил на собеседования, где ему отказали и тому подобное.
- Если же человек делает упор, например, на удобный график работы, скорее всего, для него важнее всего категория "ВРЕМЯ".
- А если заостряет внимание на районе, в котором находится офис, какие интересные места есть по дороге туда, какое уютное рядом кафе, то ведущая категория - "МЕСТО".
И для того, чтобы найти "общий язык" с собеседником, вам достаточно просто строить свой разговор в соответствии с той категорией, которая ближе вашему собеседнику!