Найти тему
Наталья Баева

Темперамент - подарок или проклятие?

На одни и те же житейские ситуации разные люди реагируют очень по- разному.

У датского художника Бидструпа есть серия рисунков, комикс о том, как четверо отреагировали на одну и ту же маленькую неприятность – каждый из них забыл шляпу на скамейке – а на неё кто-то сел…

-2

Один рассердился, другой рассмеялся, третий сделал вид, что не заметил, четвёртый заплакал.

Что это – результат разного воспитания, или дело в свойствах психики? В одной семье при одинаковом воспитании могут вырасти совершенно разные дети – общительные и замкнутые, «безудержные» и невозмутимые. Чем это объяснить?

Редкий случай, когда человеческим особенностям попытались

найти рациональное, материалистическое объяснение ещё в

древности. В V веке до н.э. великий греческий врач Гиппократ

выдвинул такую теорию: в теле человека четыре жидкости:

кровь (сангвис), слизь (флегма), желчь (холе) и чёрная желчь

(мелайна холе). И тип человека определяется пропорциями

этих жидкостей, их смешением. А «правильное смешение» по-

гречески «темперамент».

Правильное смешение?
Правильное смешение?

Тогда же Гиппократ набросал и психологические портреты

четырёх основных типов людей.

Тот, у кого преобладает «сангвис» - кровь – подвижен,

общителен и довольно легкомыслен. Не чувствует разницы между "другом" и "приятелем" - для него все, с кем приятно встречаться - друзья. Десятки друзей!

-4

Преобладание «флегмы» - малоподвижной слизи – спокойствие, неторопливость, основательность. Друзей у флегматика два - три. С детства - и навсегда.

-5

Преобладание желчи, «холе» - определяет характер вспыльчивый и решительный. Такой человек страстно увлекается всяким новым делом – и заканчивает его прежде, чем успеет охладеть. Его друзья - те, кто разделяет его увлечения.

-6

А вот преобладание чёрной желчи - "мейлана холе" - даёт странную картину повышенной чувствительности. Такого человека легко вывести из равновесия – обидеть словом, взглядом или даже невниманием. Но так же чувствителен он и к прекрасному! Подмечает гармонию звуков, игру красок, смешные ситуации, тонкости человеческих отношений… С людьми ему трудно, общение утомляет. Сто раз подумает прежде, чем назвать другом хоть кого - нибудь.

-7

У каждого типа свои недостатки и достоинства. И если учение о четырёх жидкостях сегодня кажется наивным, то всё же нельзя не отдать должное наблюдательности Гиппократа, меткости его характеристик. Вероятно, именно поэтому его «ненаучная» классификация всё же утвердилась в науке, и сегодня мы рассматриваем четыре типа темперамента.

Сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

Научное объяснение природе темперамента дал русский

физиолог И.П.Павлов в начале XX века. Он установил, что нервные процессы возбуждения и торможения можно характеризовать по их силе (а сила зависит от работоспособности нервных клеток), по их подвижности (то есть скорости смены возбуждения – торможением и наоборот), и по равновесию между ними.

Нервная система у человека может быть:

сильной с преобладанием возбуждения - Холерик

сильной с преобладанием торможения - флегматик,

сильной с уравновешенными процессами - сангвиник,

слабой - меланхолик,

средней... а кто это - человек "среднего" типа?

Если понаблюдаете – обнаружите, что далеко не всех людей можно с

уверенностью отнести к одному из этих четырёх типов. Один и тот же человек может бурно реагировать на успех любимой футбольной команды, а потом обстоятельно, неторопливо копошиться в своём огороде.

Быть душой компании – и при этом болезненно переживать недостаток внимания со стороны собственных родителей. Но если многие, едва ли не большинство людей относятся к «смешанному» типу – нет ли смысла список темпераментов дополнить и расширить?

Такие попытки предпринимались многими, и количество темпераментов у разных авторов колеблется от 11 до 20, но практически удобной оказалась всё же традиционная классификация Гиппократа – Павлова. Она используется психологами и сегодня.

Если у каждого типа есть свои слабые стороны, можно ли считать, что какой-нибудь из темпераментов для жизни неудобен, а какой-то напротив, более ценен?

Вероятно да, но здесь надо учесть, что речь не может идти о жизни «вообще», а только о конкретных условиях, ситуациях, видах деятельности.

Казалось бы, холерик – идеальный тип нервной системы для полководца? Ведь здесь успех нередко зависит от решительности, скорости, натиска… Холериком был, например, Пётр I. И похоже, к этому же типу принадлежал и абсолютный гений войны – Суворов.

Но Кутузов – классический флегматик!

А Жанна д’Арк была «химически чистым» сангвиником. Живость характера, лёгкость в общении, любовь ко всему миру… Даже к врагам, которых она перед каждой битвой пыталась вразумить бескровно, силой убеждения. Нетипичный полководец – но от этого не менее успешный.

А в «мирных» видах деятельности? И в науке, и в литературе, и в искусстве – представители всех четырёх темпераментов.

Уровень способностей – талантов от типа нервной системы, определённо, не зависит.

Но почему Аристотель был уверен, что все выдающиеся люди – меланхолики? Вероятно, более всего ценил их способность замечать в жизни то, что неспособны заметить другие, их особую художественную одарённость. Действительно, в искусстве, в музыке процент меланхоликов довольно высок (хотя никто не брался подсчитывать, каков именно). Мольер, Андерсен, Гоголь – гении юмора – полжизни прожили в

депрессии от несовершенства мира. Но какими немеркнущими красками играет это «несовершенство» в их творениях!

Мольер пишет комедию.
Мольер пишет комедию.

А может ли быть так, что врождённый темперамент человеку «мешает»? Например, хотелось бы меньше зависеть от мнения окружающих, менее болезненно реагировать на хамство, больше успевать, легче идти на контакт с людьми…

Самовоспитание может помочь, но только отчасти. Его возможности не беспредельны.

Иван Александрович Гончаров считал свой темперамент своим проклятием. Ненавидел. Все его товарищи сделали карьеру, вышли в люди, заняли положение в обществе, а он – в 40 лет! – всё ещё начинающий литератор, имеющий в активе один роман и несколько статей. Но не может, просто не может он жить активнее, несчастный флегматик, к тому же уверенный, что голодным не останется – как-нибудь

мужики прокормят.

И Гончаров решает дать бой самому себе – порвать со своей прежней жизнью, отправиться в кругосветное плавание! Навстречу приключениям, опасностям, дикарям… Настоящий подвиг самовоспитания.

Результатом двухлетнего путешествия стал роман «Фрегат Паллада» - один из лучших путевых очерков в литературе, но не лучшее творение Гончарова. Свой шедевр он написал по возвращении – когда снова с наслаждением облачился в старый халат и залёг на диван.

-9

«Обломов» – роман – эпоха в русской литературе, где моделью главного героя послужил сам автор. Илья Ильич бесконечно мил и обаятелен, хоть он и «проспал» всё – свою судьбу, свою любовь, свою жизнь. Жалко и обидно. Но… кто теперь, полтора века спустя, помнит деятельных карьеристов – товарищей автора? Помнят великого писателя, сумевшего использовать достоинства своего «несчастного» темперамента!

Значит, и в этом случае надо прежде всего изучить себя, найти для себя тот стиль жизни, который не будет насилием над своей природой. И для начала выяснить, какие виды деятельности лично для тебя неприемлемы. А потом уже выбирать из того, чем будешь заниматься... хотя бы без отвращения. Так, чтобы по возможности нейтрализовать недостатки собственной натуры – и в полной мере использовать её достоинства.