Найти в Дзене
Вокруг мотоциклов

ИЖевская 500-тка. 30 лет попыток создать что-то новое.

Оглавление

о развитии мотоциклов ИЖ объёмом двигателя 500 см3.

Недавно написал статью о мотоциклах СССР, которые так и не сошли с конвейера завода и в комментах мне написали о тоже легендарной Ижевской ветке мотоциклов с индексом ИЖ-500 . Я обещал сделать обзор и вот он, поехали!

Да, действительно в далёком 1961 году конструкторы Ижевского завода предложили разработку мотоцикла с увеличенным объёмом двигателя до 500 см3. Этот проект мог перевернуть всю историю мотостроения СССР.

Для того, чтобы удовлетворить все потребности советского гражданина было подписано техническое задание на создание мотоцикла ИЖ 555. Изначально этот мотоцикл разрабатывался для использования только с боковым прицепом.

На первоначальном этапе было несколько версий исполнения модели. Главным отличием была новаторская на тот момент - полукапотированная схема облицовки экипажной части мотоцикла. Всё это крепилось на дуплексную раму из труб круглого сечения. Схема подвески оставалась классической – телескопическая вилка и задний маятник с двумя амортизаторами пружинно-гидравлического типа.

Электрика была на тот момент была унифицирована с мотоциклом ИЖ Юпитер, т.е. «шестивольтовка».

Двигатель:

Вот тут –то самое интересное. Многие позиционируют модель ИЖ-500 как оппозит, но на самом деле вариаций двигателя было большое количество и оппозит был самым последним вариантом модификации.

Для комплектации мотоцикла, создавались следующие виды 2-такнтых 2-цилиндровых двигателей:

ИЖ 554 — двигатель с дисковыми золотниками на впуске. Соединение коленвалов торцевыми зубчатыми шлицами.

ИЖ 555 — двигатель с наклонно-горизонтальным разъёмом по оси коленчатого вала и специальным картером КПП с крышкой.

ИЖ 555А — двигатель с продольным разъёмом картера по осям цилиндров.

ИЖ 556 — двигатель с золотниками на впуске и шестеренчатой моторной передачей.

Чрез 4 года в 1965 году были успешно проведены испытания прототипов мотоцикла. В решении комиссии было указано «Рекомендация на серийное производство с двигателем 555А»!

Вот казалось бы – всё! Но выполнение Госплана, в то время, было превыше всего. Внедрение новой модели мотоцикла потребовало бы дополнительные производственные площади, что соответственно повлечёт снижение выпуска мотоциклов ИЖ-Планета и ИЖ-Юпитер.

И мотоцикл ИЖ 555 к массовому выпуску был не допущен…

Инженеры-конструкторы ИЖ получили задание о новой конструкции мотоцикла с объёмом двигателя 500см3 к 1970-му году.

Через 2 года в 67-м к проекту вернулись снова, в новом составе и с участием Всесоюзного НИИ Технической эстетики. На этот раз к созданию прототипа подошли серьёзно. Главный упор решили сделать на внешнюю эстетику передающую «дух грядущих 70-х», но не забывали и про «рацухи» в отношении устаревших узлов и агрегатов мотоцикла.

После экспериментальных работ и испытаний родился ИЖ Д-14.

500см3, масса 260кг, 2-такнтый, 2-цилиндровый карбюраторный двигатель, 32л.с, «максималка» -100км/ч. Повороты, стопы, зеркала - всё как нужно, чем не красавчик? Эта модель стала на уровень, а в некоторых моментах и превышала по характеристикам, подобные образцы зарубежной мототехники.

И снова: изготовлением опытных образцов, проведение испытаний, рекомендации к внедрению, и…

Конвейер завода готовится принять Планету и Юпитер — 3. На подходе легенда ИЖ ПС. Ну и ИЖ Д-14 повторяет судьбу ИЖ 555.

Но экипажная часть Д-14 всё же «перекочевала» на Планету и Юпитер 3.

1969 - новый виток истории 500-тки. ВНИИТЭ предложил новый дизайн мотоцикла модели ИЖ-Д15.

Решили заодно и проработать движок по схемам с размерностью 68х68 и 75х65 мм. Так же не осталась в стороне и КПП 5-ступеней которой были в 2-х и 3-х вальной компоновке. Электрика стала уже 12 вольтовой.

Все выявленные недоработки «ПСа» положительно отразились на Д15. Обратите внимание: дизайн, 500 кубов, 2 карба, раздельная смазка, простота разборки, вариация с водяным охлаждением и – дисковый тормоз! Просто нет слов какой аппарат!!!

-3

Но что-то пошло снова не так. На этот раз, ну очень серьёзная межведомственная комиссия приёмочных испытаний в 73-м году решила, что дуплексная рама слабовата. Что? Рама ведь не менялась, а заметили только сейчас! Резолюция: «На доработку». Ну как это расценивать? Та же история что с проектом 555, что с Д-14. Так и закончилась не начавшись история ИЖ серии «Д».

Радует одно, наработки Д-15 применены на четвёртом семействе ИЖей — Планета и Юпитер 4.

-4

1974 год для завода ИЖ начался с полной - тотальной реорганизации КБ мотоциклов и их интеграция с авто и мото отделами.

Решив, что все предшествующие разработки не соответствуют «веяниям времени» (ага, так тянем резину с 1961-го) то появилась новая линейка под индексом ИЖ 7 класса 500см3, в вариантах 7.101, 7.102, 7.103, 7.104.

С 1975 по 1979 КБ завода ИЖ проводило работы над «семёркой»В итоге их творением стали сначала два типа двигателей.

Основные характеристики:

- 2 тактный,2 цилиндровый, с рабочим объёмом 492 см, 36 л.с,2 карбюратора с бумажным фильтром и воздушным охлаждением, (ИЖ 7.103 и 7.104 - жидкостная система), электростартер, кикстартер,КПП — 5-ступенчатая, 3-вальная, передний тормоз — барабанный или дисковый гидравлический и электронная стема зажигания.

Завод, после очередной плеяды испытаний и доказательства высокой результативности мотоциклов седьмой серии был готов к постановке мотоцикла на конвейер и МинАвтоПром СССР дал добро но сроком только на 1 год до 1990 года в связи с изменившимися приоритетами и переходу на 4-х тактные двигатели!

И ушли в историю мотоциклы ИЖ 7.101 — 7.104 и вместе с ними и развитие 2-х тактных двигателей.

Эра четырёхтактников ИЖМАША

В 1979 году ИЖ совместно с фирмой «ЯВА» начали работы по созданию 4-х тактного двигателя С 1980 по 1985 гг были созданы мотоциклы ИЖ 7.105 (без бокового прицепа) и ИЖ 7.106 (с коляской).

-6

В 1979 году ИЖ совместно с фирмой «ЯВА» начали работы по созданию 4-х тактного двигателя С 1980 по 1985 гг были созданы мотоциклы ИЖ 7.105 (без бокового прицепа) и ИЖ 7.106 (с коляской).

Вот как раз эта модель «семёрки» ИЖ 7.105 и ИЖ 7.106 нового поколения и получила оппозитный двигатель. Рама из трубы круглого сечения двойная, два типа колёс - спицованные и литьё, передний гидравлический дисковый тормоз, а задний архаичного - барабанного типа (хотя были споры по этому вопросу и на оптыных образцах устанавливался дисковый тормоз на заднее колесо, но конструкция становилась дороже и требовала доработки узлов, а вот на коляску ставился гидравлический тормоз и выпущены они были в последней партии которую в основном раскупили заводчане ).

-8

Двигатель:

  • Год разработки —1980-1985
  • 4-х тактный 2-х цилиндровый
  • Диаметр цилиндра — 68мм,
  • Ход поршня — 67мм,
  • Рабочий объём — 496 см3.
  • Максимальная мощность — 36 л.с. при 7000 об/мин.
  • Максимальный крутящий момент 39.2 Н.м.
  • Система газораспределения —OHV (2 клапана на цилиндр. а спортивная версия 4 клапана на цилиндр)
  • Привод распредвала — зубчатая цепь
  • Система питания — 2 вакуумных карбюратора 2 карбюратора и воздухоочиститель с бумажным фильтрующим элементом
  • Система пуска: электростартер, кикстартер.
  • Коробка передач: 5-ступенчатая.
  • Моторная передача - шестеренчатая с демпфером.
  • Генератор переменного тока — 180 Вт.
  • Система зажигания— батарейная с регулятором опережения зажигания.
  • Привод на заднее колесо — карданный (левое расположение)
  • Максимальная скорость 155км/ч,
  • Расход топлива — 5 лт. на 100 км

Но как мы все занем, этот несомненный прорыв в мотостроении союза, рожденный на закате СССР не был принят к внедрению. Причина — отсутствие оборудования высокой точности для изготовления картерных узлов и головок цилиндра 4-х тактного оппозитного двигателя, а так же недостаток литейного и механического оснащения завода (станки-автоматы с ЧПУ).

Потом были переговоры с YAMAHA и изготовление движка XT-550, работа над ИЖ 7.109 «Орион» и «Марафон» , ИЖ 7.110. «Спринт» и т.д.

Иж «Орион» с двигателем XT-550
Иж «Орион» с двигателем XT-550
ИЖ 7.109 создавался 2-тактный двигатель с уравновешивающим механизмом объёмом 386 см3
ИЖ 7.109 создавался 2-тактный двигатель с уравновешивающим механизмом объёмом 386 см3

Ну вот, 30 лет работы завода «в стол». ГОСплан и бюрократия на корню уничтожали работы конструкторов, а потом всё это добила перестройка. Осталась только уверенность в том, что наши инженеры не смотря ни на что - МОГЛИ!!!

Надеюсь, что ты мой подписчик дочитал и тебе за это спасибо! Надеюсь, что статья понравилась и была информативной.