Самая центральная станция метро Санкт-Петербурга - "Адмиралтейская" - достаточно молода. Её открыли только в конце 2011 года, но удобство пользования позволило достаточно быстро привыкнуть петербуржцам и гостям города к ней и, кажется, что была она здесь всегда.
Важные петербургский достопримечательности - Дворцовая площадь с Александровской колонной, Триумфальной аркой Главного штаба и Зимним дворцом; Адмиралтейство и Александровский сад; Исаакиевский собор и Медный всадник - эти и многие другие выдающиеся сооружения и памятники стали еще более доступны благодаря "Адмиралтейской".
Те, кто пользовался станцией, обращали внимание на одну необычную деталь - на станции не один, а сразу два эскалатора - малый и большой, идущие каскадом, а время суммарного подъема с уровня платформы на поверхность составляет около 10 минут!
Всё дело в большой глубине - 86 метров, что делает эту станцию самой глубокой в Российской Федерации и третьей по глубине во всем мире. Очень подробно про историю появления и легендарное строительство Адмиралтейской я изложил в Части 1 и Части 2 (крайне рекомендую познакомиться с этими статьями перед чтением этой), а сегодня в заключительном эпизоде я покажу редкие кадры ночной "Адмиралтейской" без единого пассажира.
Под строгим взором Петра
Станция "Адмиралтейская" конструктивно повторяет решения некоторых других станций, которые несложно встретить ленинградской-петербургской подземке - это достаточно распространенный колонный тип из сборных железобетонных элементов.
Грунт в Петербурге настолько хорош, что позволяет обойтись без дорогостоящего чугуна. И тут вы, возможно, мне возразите - "Ну как может быть хорошим грунт, если город стоит на болотах?". А вот, друзья, именно в этом и кроется разгадка, почему практически всё метро Петербурга глубокое - от этих самых болот (образно говоря) и прятались в глубине протерозойских глин.
Первой локацией, куда вы попадаете, прибыв на поезде на "Адмиралтейскую", будет платформа.
Большого обилия деталей здесь не найти, однако внимание привлекает фигурка известнейшего шпиля-кораблика с Адмиралтейства. Его, также как название станции и мраморную кладку, устанавливали в условиях действующего метрополитена - станция стояла недостроенной на рабочем перегоне более десяти лет!
По доброй традиции декорирована была и утилитарная вещь - дверь кабельного коллектора на путевой стене. Помню, как в детстве отец говорил мне, что за этими дверьми скрываются склады с провизией на случай войны. Открыв дверь, ничего подобного, к сожалению, найти там не удастся - створка лишь деликатно прикрывает неглубокую нишу, в которой прячут муфты многочисленных кабелей (вы видите их через окно поезда на стенах тоннелей).
Осмотрев платформу, к которой прибывают поезда, выходим в центральный зал станции - здесь уже интереснее:
Изначальная авторская задумка архитектора Александра Константинова немного отличалась от того, что в конечном счете было реализовано, но в целом основная идея дошла до реализации. К огромному сожалению автор станции не успел дожить до открытия "Адмиралтейской" - слишком много лет ушло на её строительство...
Ключевым декоративным элементов станции на нижнем уровне является мозаичное панно "Основание Адмиралтейства" авторства художника Александра Быстрова, который известен и по другим малым архитектурным формам в Петербургском метрополитене.
Мозаика иллюстрирует начало работ по созданию в 1704 году Санкт-Петербургского адмиралтейства - по сути своей верфей, на которых в достаточно сжатые сроки удалось наладить выпуск кораблей. Известно, что царь Пётр был причастен ко многим важным стройкам Петербурга, и адмиралтейство никак не могло обойтись без его внимания - чертежи, по которым возводилось легендарное сооружение, имеют подпись самого императора.
К слову, чертеж на панно хорошо отражен и иллюстрирует план оригинального адмиралтейства с бастионами и рвами. Сейчас, конечно, здание выглядит совершенно по-другому.
Кстати, при строительстве пересадки на третью линию (то, о чем мы говорили с вами во второй части рассказа), Петру Алексеевичу с коллегами придётся переехать немного внутрь закрытого сейчас помещения. Сейчас мозаичное панно прикрывает часть зала, в котором в будущем будет смонтирована лестница. Ничего страшного в этом нет - в 1984-1985 гг. аналогичный переезд "претерпели" знаменитые конные всадники в торце станции "Площадь Александра Невского-I".
Чтобы представить как это место изменится в будущем (надеюсь застать этот светлый миг), давайте посмотрим на станцию "Площадь Александра Невского-II" - на "Адмиралтейской" будет один в один за исключением того, что повернуть надо будет налево в коридорчики, а не направо.
С переходом разобрались. Дело ясное, что дело тёмное - в ближайшие лет 15 этой пересадки можно не ждать, у города другие приоритеты. На те средства, которые потребовались бы на возведение этого хоть и нужного пересадочного узла, можно было бы построить две станции метро на периферии, в районах, где метрополитен очень нужен.
Теперь повернёмся на 180 градусов и пойдем в сторону малых эскалаторов.
Еще одной приятной архитектурной особенностью является наличие шести металлических медальонов с рельефными профилями известнейших адмиралов нашей Родины.
Таким образом название станции обыгрывает сразу два тематических направление: память места, так как вблизи вестибюля Адмиралтейство, и дань уважения адмиралам-главнокомандующим отечественного флота.
Какие именно адмиралы? Это Фёдор Апраксин, Фаддей Беллинсгаузен, Иван Григорович, Степан Макаров, Павел Нахимов и Фёдор Ушаков. Можете их подробнее осмотреть по отдельности в галерее:
Посмотрим на колонны станции с золоченым навершием...
...и на фирменную "розу ветров", украшающую многократно полы станции:
Пройдя от мозаики с Петром I и оглядевшись вокруг, потихоньку мы подошли к первым эскалаторам. Свод перед ними украшен стеклянным витражом с часами - достаточно редкое явление для Петербургского метро.
Пролистав галерею вы сможете увидеть этого же место на этапе возведения станции:
Поворачиваемся к эскалаторам и идём вверх (именно идём - ночью подъемники выключены).
Высота подъема малых эскалаторов невелика - порядка 10 метров. Этих подъемников и вовсе могло бы не быть, если не огромная глубина заложения станции. Всё дело в том, что предельной высотой подъема эскалаторов, выпускаемых в нашей (и не только) стране составляет 75 метров. "Адмиралтейская", напомню. сидит на восьмидесяти шести.
Античная Греция между двух наклонов
Поднявшись по эскалатору, мы оказываемся между мирами в переходном коридоре, который отведёт нас уже к большим эскалаторам. Пройти придётся не так уж и мало - порядка 150 метров.
Пройдя буквально 20 метров по коридору, справа мы увидим неприметную дверь - когда-то здесь было примыкание того самого подходного тоннеля, по которому строители несколько лет ходили и транспортировали материал.
Для разнообразия картинки давайте переместимся ненадолго в 2009 год, когда станция еще не принимала пассажиров, а сам переход еще только строился, то зрелище было несколько иное:
В комментариях ко второй части, кстати, задавался вопрос о том, что в итоге стало с длинным подходным тоннелем. Ответ суровый - выработку полностью забетонировали в связи с ненадобностью. Метрополитену такая протяженная четырехметровая в диаметре труба была попросту ни к чему - здесь не сделать ни кладовую, ни служебные помещения. Прогуляться от Спасской/Садовой к Адмиралтейской больше не выйдет.
Но вернемся к красивой и действующей станции. Переходной коридор состоит из четырех прямых участков и трёх поворотов, таким образом пассажир, идя пешком, поворачивает примерно на 270 градусов. Сделано это от безысходности - саму станцию "сажали" на перегоне с учетом максимально близости к тоннелям рядом проходящей третьей линии - чтобы пересадку можно проще сделать лет через 500. А по точке размещения вестибюля окончательного решения еще не было, поэтому впоследствии пришлось лепить такую "кракозябру".
Кстати, в связи с этим возник достаточно уникальный прецедент - здание вестибюля получается, что стоит прямо над станцией. Есть ли еще подобные примеры на постсоветском пространстве я затрудняюсь сказать, подозреваю, что нет. Напишите в комментариях, пожалуйста, если знаете о чем-то подобном!
После первого поворота коридора мы с вами внезапно встречаем своеобразный портал с мозаикой наверху. Это еще один мозаичный образец малых архитектурных форм станции, который позволил переместиться от вполне осязаемого исторического Петра I к античной мифической Греции. Александр Кирович Быстров и его художественная мастерская поистине творила чудеса на станциях петербургской подземки!
На портале нас приветствует грозный "Царь-Нептун" с боевыми вилами трезубцем и зачем-то на конях. На самом деле, если немножко заглянуть в мифологию, окажется, что у этих чудных созданий есть отдельное имя - гиппокампус! Эдакий морской конёк - дикий эксперимент древнеримских селекционеров, скрестивших лошадь и рыбу. Так что на мозаике мы видим хвост лошади, а не Нептуна, как может показаться.
Кстати присутствие древнеримского персонажа вполне вписывается в общую оформительскую канву - с давних лет лет морской Нептун почитался среди людей, связанных с морем, и отправляющихся в морское путешествие.
Пройдя прямоугольный проём, обернемся. Видно, что здесь украшения уже не предусмотрено. А вообще может возникнуть вопрос - для чего в этом коридоре потребовался такой прямоугольный портал? Зачем зауживать сечение, шёл бы и шёл коридор дальше! Оказывается в этом месте был размещен защитный затвор - здоровенная металлическая дверь, призванная защищать метрополитен в чрезвычайных ситуациях. Поднявшись вверх, она отсекает станцию от поверхности, не давая проникать в метро то, что не должно проникать.
Продолжаем движения, осталось немного до эскалаторов. Пройдя буквально 20 метров, мы встретимся с глухой стеной с очередной мозаикой и увидим два прохода слева, ведущие уже непосредственно к большому наклонному ходу.
Разглядим полотно поближе. Художники дали ему имя "Нева".
Панно примечательно небольшой интерактивной деталью - каменным барельефом головы льва, держащим в пасти кольцо. Это своеобразный оммаж на известное украшение стрелки Васильевского острова - череду гранитных львов с кольцами, излюбленных спутников многих свадебных фотосессий. Конечно, наряду с прикладным художественным назначением, львы имели и утилитарный функционал - к ним можно было швартовать торговое судно, встающее на стрелке для разгрузки или погрузки.
Колечко на "Адмиралтейской" вышло исключительно декоративным и вопреки ожиданиям узких эстетствующих кругов не стало популярным объектом для "протирания" пассажирами, как это существует, например, на станции Площадь Революции в Москве, где несчастных дворняг почти превратили в доберманов.
А всё потому, что низко лёва присел..
Что же, осмотр подземных красот закончен, двигаемся на выход - свистать всех на палубу!
Место, откуда устремляются ввысь эскалаторы, в профессиональной среде называют натяжной камерой. Традиционно в подземной выработке под полом прячут специальные механизмы, которые призваны натягивать ленту со ступенями, на манер цепи скоростных велосипедов.
На "Адмиралтейской" натяжная камера вышла самой компактных из всех когда-либо построенных в Петербурге и это однозначно является недостатком. В дни массовых гуляний здесь возникает особое столпотворение.
Давайте оценим один из самых протяженных наклонных ходов в мире! Его протяженность 116 метров.
Просить включить эскалатор на подъем той ночью я поленился и впоследствии пожалел...ноги гудели невообразимо, всё-таки почти тридцать этажей вверх с фотоаппаратурой.
В тесноте и в обиде
Во второй части рассказа о станции я показал, как проектировщики видели наземный вестибюль станции изначально - поднимающийся на эскалаторе пассажир должен был оказаться в просторном зале со светящимся куполом.
Сразу вспомнилась не сильно старая телевизионная реклама одного черно-жёлтого оператора связи, где Сергей #Светлаков, как амбассадор бренда, общается с героем ролика после того, как упала звезда на ночном небе: "Но я же не ЭТО загадывал!" - "А сбылось это!". Так получилось и на "Адмиралтейской", к сожалению.
В угоду потребностям торгового центра, разместившегося практически на всех этажах вновь воссозданного здания, метрополитену было выделено минимальное пространство как по площади, так и по высоте залов. Когда я впервые оказался внутри, то практически сразу почувствовал тесноту и сдавленность. Оцените и вы, может быть я заблуждаюсь:
На потолке разместили еще одну розу, но запечатлеть ее никаким, даже сверхширокоугольным объективом и лежа на полу (проверено!) не выйдет - мешает реклама и не хватает пространства.
Стена над наклонным ходом по доброй традиции также была оформлена мозаикой с обилием смальты золотого цвета. Панно, как неудивительно, называется "Адмиралтейство":
Можно попробовать рассмотреть поближе и даже заметить Петра Алексеевича на корме шлюпа. Вообще, в среде тонких ценителей отмечалось, что фигура императора достаточно часто отражалась в оформлении станций метро из пусков последних десяти лет из-за чего даже имели место шутки-челленджи из серии "Найди Петра I на очередной новой станции":
Погуляв по вестибюлю, можно заметить еще немножко любопытных декоративных деталей интерьера. Например, плитка на фризе под потолком, которая призвана создавать образ, по всей видимости, суровых серых балтийских волн. Что-то в это есть, да..
Такой мне запомнилась "Адмиралтейская" одной летней ночью - сложная, объемная, интересная. Надеюсь она приглянулась и вам и вы смогли благодаря трём материалам канала узнать и почерпнуть что-то новое. На этом наша фотопрогулка подходит к концу, спасибо, что провели это время вместе со мной!
...тем временем человек-метро идёт в пикет полиции в вестибюле, стучится в дверь. Постовой, потягиваясь, выходит из темноты, жмурится и неохотно идёт открывать дверь на улицу. "Доброй ночи, спасибо!", - сказал я, выходя в мрак ночного переулка. "Щелк" - ответил замок...
Если вы впервые на канале и материал вам понравился, то можно поддержать автора подпиской - радовать новыми материала будет еще приятнее!
Всем добра!
#ночь #железная дорога #тайны #строительство