Найти тему
Человек-метро

Адмиралтейская - самая глубокая станция России. Часть 3. Ночь в метро. Станция без пассажиров

Оглавление

Самая центральная станция метро Санкт-Петербурга - "Адмиралтейская" - достаточно молода. Её открыли только в конце 2011 года, но удобство пользования позволило достаточно быстро привыкнуть петербуржцам и гостям города к ней и, кажется, что была она здесь всегда.

Важные петербургский достопримечательности - Дворцовая площадь с Александровской колонной, Триумфальной аркой Главного штаба и Зимним дворцом; Адмиралтейство и Александровский сад; Исаакиевский собор и Медный всадник - эти и многие другие выдающиеся сооружения и памятники стали еще более доступны благодаря "Адмиралтейской".

Те, кто пользовался станцией, обращали внимание на одну необычную деталь - на станции не один, а сразу два эскалатора - малый и большой, идущие каскадом, а время суммарного подъема с уровня платформы на поверхность составляет около 10 минут!

Всё дело в большой глубине - 86 метров, что делает эту станцию самой глубокой в Российской Федерации и третьей по глубине во всем мире. Очень подробно про историю появления и легендарное строительство Адмиралтейской я изложил в Части 1 и Части 2 (крайне рекомендую познакомиться с этими статьями перед чтением этой), а сегодня в заключительном эпизоде я покажу редкие кадры ночной "Адмиралтейской" без единого пассажира.

Под строгим взором Петра

Станция "Адмиралтейская" конструктивно повторяет решения некоторых других станций, которые несложно встретить ленинградской-петербургской подземке - это достаточно распространенный колонный тип из сборных железобетонных элементов.

Грунт в Петербурге настолько хорош, что позволяет обойтись без дорогостоящего чугуна. И тут вы, возможно, мне возразите - "Ну как может быть хорошим грунт, если город стоит на болотах?". А вот, друзья, именно в этом и кроется разгадка, почему практически всё метро Петербурга глубокое - от этих самых болот (образно говоря) и прятались в глубине протерозойских глин.

Первой локацией, куда вы попадаете, прибыв на поезде на "Адмиралтейскую", будет платформа.

Боковой станционный тоннель станции "Адмиралтейская". 2014 год. Снимок автора
Боковой станционный тоннель станции "Адмиралтейская". 2014 год. Снимок автора

Большого обилия деталей здесь не найти, однако внимание привлекает фигурка известнейшего шпиля-кораблика с Адмиралтейства. Его, также как название станции и мраморную кладку, устанавливали в условиях действующего метрополитена - станция стояла недостроенной на рабочем перегоне более десяти лет!

По доброй традиции декорирована была и утилитарная вещь - дверь кабельного коллектора на путевой стене. Помню, как в детстве отец говорил мне, что за этими дверьми скрываются склады с провизией на случай войны. Открыв дверь, ничего подобного, к сожалению, найти там не удастся - створка лишь деликатно прикрывает неглубокую нишу, в которой прячут муфты многочисленных кабелей (вы видите их через окно поезда на стенах тоннелей).

Осмотрев платформу, к которой прибывают поезда, выходим в центральный зал станции - здесь уже интереснее:

Вид в сторону глухого торца с мозаикой. 2014 год. Снимок автора
Вид в сторону глухого торца с мозаикой. 2014 год. Снимок автора

Изначальная авторская задумка архитектора Александра Константинова немного отличалась от того, что в конечном счете было реализовано, но в целом основная идея дошла до реализации. К огромному сожалению автор станции не успел дожить до открытия "Адмиралтейской" - слишком много лет ушло на её строительство...

Эскиз центрального зала станции "Адмиралтейская". Архитектор А.С. Константинов, Ленметрогипротранс
Эскиз центрального зала станции "Адмиралтейская". Архитектор А.С. Константинов, Ленметрогипротранс

Ключевым декоративным элементов станции на нижнем уровне является мозаичное панно "Основание Адмиралтейства" авторства художника Александра Быстрова, который известен и по другим малым архитектурным формам в Петербургском метрополитене.

Мозаичное панно "Основание Адмиралтейства". 2014 год. Снимок автора
Мозаичное панно "Основание Адмиралтейства". 2014 год. Снимок автора

Мозаика иллюстрирует начало работ по созданию в 1704 году Санкт-Петербургского адмиралтейства - по сути своей верфей, на которых в достаточно сжатые сроки удалось наладить выпуск кораблей. Известно, что царь Пётр был причастен ко многим важным стройкам Петербурга, и адмиралтейство никак не могло обойтись без его внимания - чертежи, по которым возводилось легендарное сооружение, имеют подпись самого императора.

К слову, чертеж на панно хорошо отражен и иллюстрирует план оригинального адмиралтейства с бастионами и рвами. Сейчас, конечно, здание выглядит совершенно по-другому.

Центральный зал станции и современные указатели. 2014 год. Снимок автора
Центральный зал станции и современные указатели. 2014 год. Снимок автора

Кстати, при строительстве пересадки на третью линию (то, о чем мы говорили с вами во второй части рассказа), Петру Алексеевичу с коллегами придётся переехать немного внутрь закрытого сейчас помещения. Сейчас мозаичное панно прикрывает часть зала, в котором в будущем будет смонтирована лестница. Ничего страшного в этом нет - в 1984-1985 гг. аналогичный переезд "претерпели" знаменитые конные всадники в торце станции "Площадь Александра Невского-I".

Чтобы представить как это место изменится в будущем (надеюсь застать этот светлый миг), давайте посмотрим на станцию "Площадь Александра Невского-II" - на "Адмиралтейской" будет один в один за исключением того, что повернуть надо будет налево в коридорчики, а не направо.

С переходом разобрались. Дело ясное, что дело тёмное - в ближайшие лет 15 этой пересадки можно не ждать, у города другие приоритеты. На те средства, которые потребовались бы на возведение этого хоть и нужного пересадочного узла, можно было бы построить две станции метро на периферии, в районах, где метрополитен очень нужен.

Теперь повернёмся на 180 градусов и пойдем в сторону малых эскалаторов.

Колонная красота! 2014 год. Снимок автора
Колонная красота! 2014 год. Снимок автора

Еще одной приятной архитектурной особенностью является наличие шести металлических медальонов с рельефными профилями известнейших адмиралов нашей Родины.

Скамейки с барельефами всего таких шесть штук
Скамейки с барельефами всего таких шесть штук

Таким образом название станции обыгрывает сразу два тематических направление: память места, так как вблизи вестибюля Адмиралтейство, и дань уважения адмиралам-главнокомандующим отечественного флота.

Все шесть адмиралов вместе. 2014 год. Снимок и коллаж автора
Все шесть адмиралов вместе. 2014 год. Снимок и коллаж автора

Какие именно адмиралы? Это Фёдор Апраксин, Фаддей Беллинсгаузен, Иван Григорович, Степан Макаров, Павел Нахимов и Фёдор Ушаков. Можете их подробнее осмотреть по отдельности в галерее:

Посмотрим на колонны станции с золоченым навершием...

Колонно-прогонный комплекс
Колонно-прогонный комплекс

...и на фирменную "розу ветров", украшающую многократно полы станции:

Напольная роза ветров
Напольная роза ветров

Пройдя от мозаики с Петром I и оглядевшись вокруг, потихоньку мы подошли к первым эскалаторам. Свод перед ними украшен стеклянным витражом с часами - достаточно редкое явление для Петербургского метро.

Вид на малые эскалаторы и витраж с часами. 2014 год. Снимок автора
Вид на малые эскалаторы и витраж с часами. 2014 год. Снимок автора

Пролистав галерею вы сможете увидеть этого же место на этапе возведения станции:

Поворачиваемся к эскалаторам и идём вверх (именно идём - ночью подъемники выключены).

Высота подъема малых эскалаторов невелика - порядка 10 метров. Этих подъемников и вовсе могло бы не быть, если не огромная глубина заложения станции. Всё дело в том, что предельной высотой подъема эскалаторов, выпускаемых в нашей (и не только) стране составляет 75 метров. "Адмиралтейская", напомню. сидит на восьмидесяти шести.

Античная Греция между двух наклонов

Поднявшись по эскалатору, мы оказываемся между мирами в переходном коридоре, который отведёт нас уже к большим эскалаторам. Пройти придётся не так уж и мало - порядка 150 метров.

Пройдя буквально 20 метров по коридору, справа мы увидим неприметную дверь - когда-то здесь было примыкание того самого подходного тоннеля, по которому строители несколько лет ходили и транспортировали материал.

Для разнообразия картинки давайте переместимся ненадолго в 2009 год, когда станция еще не принимала пассажиров, а сам переход еще только строился, то зрелище было несколько иное:

Была по сути голая железобетонная труба
Была по сути голая железобетонная труба

В комментариях ко второй части, кстати, задавался вопрос о том, что в итоге стало с длинным подходным тоннелем. Ответ суровый - выработку полностью забетонировали в связи с ненадобностью. Метрополитену такая протяженная четырехметровая в диаметре труба была попросту ни к чему - здесь не сделать ни кладовую, ни служебные помещения. Прогуляться от Спасской/Садовой к Адмиралтейской больше не выйдет.

Всё равно жаль, интересные выработки были
Всё равно жаль, интересные выработки были

Но вернемся к красивой и действующей станции. Переходной коридор состоит из четырех прямых участков и трёх поворотов, таким образом пассажир, идя пешком, поворачивает примерно на 270 градусов. Сделано это от безысходности - саму станцию "сажали" на перегоне с учетом максимально близости к тоннелям рядом проходящей третьей линии - чтобы пересадку можно проще сделать лет через 500. А по точке размещения вестибюля окончательного решения еще не было, поэтому впоследствии пришлось лепить такую "кракозябру".

Кстати, в связи с этим возник достаточно уникальный прецедент - здание вестибюля получается, что стоит прямо над станцией. Есть ли еще подобные примеры на постсоветском пространстве я затрудняюсь сказать, подозреваю, что нет. Напишите в комментариях, пожалуйста, если знаете о чем-то подобном!

План станции. Основа: сервис Яндекс. Карты
План станции. Основа: сервис Яндекс. Карты

После первого поворота коридора мы с вами внезапно встречаем своеобразный портал с мозаикой наверху. Это еще один мозаичный образец малых архитектурных форм станции, который позволил переместиться от вполне осязаемого исторического Петра I к античной мифической Греции. Александр Кирович Быстров и его художественная мастерская поистине творила чудеса на станциях петербургской подземки!

На портале нас приветствует грозный "Царь-Нептун" с боевыми вилами трезубцем и зачем-то на конях. На самом деле, если немножко заглянуть в мифологию, окажется, что у этих чудных созданий есть отдельное имя - гиппокампус! Эдакий морской конёк - дикий эксперимент древнеримских селекционеров, скрестивших лошадь и рыбу. Так что на мозаике мы видим хвост лошади, а не Нептуна, как может показаться.

Кстати присутствие древнеримского персонажа вполне вписывается в общую оформительскую канву - с давних лет лет морской Нептун почитался среди людей, связанных с морем, и отправляющихся в морское путешествие.

Пройдя прямоугольный проём, обернемся. Видно, что здесь украшения уже не предусмотрено. А вообще может возникнуть вопрос - для чего в этом коридоре потребовался такой прямоугольный портал? Зачем зауживать сечение, шёл бы и шёл коридор дальше! Оказывается в этом месте был размещен защитный затвор - здоровенная металлическая дверь, призванная защищать метрополитен в чрезвычайных ситуациях. Поднявшись вверх, она отсекает станцию от поверхности, не давая проникать в метро то, что не должно проникать.

Обратная сторона камеры металлоконструкции - так это называется в профессиональной среде
Обратная сторона камеры металлоконструкции - так это называется в профессиональной среде

Продолжаем движения, осталось немного до эскалаторов. Пройдя буквально 20 метров, мы встретимся с глухой стеной с очередной мозаикой и увидим два прохода слева, ведущие уже непосредственно к большому наклонному ходу.

Разглядим полотно поближе. Художники дали ему имя "Нева".

-28

Панно примечательно небольшой интерактивной деталью - каменным барельефом головы льва, держащим в пасти кольцо. Это своеобразный оммаж на известное украшение стрелки Васильевского острова - череду гранитных львов с кольцами, излюбленных спутников многих свадебных фотосессий. Конечно, наряду с прикладным художественным назначением, львы имели и утилитарный функционал - к ним можно было швартовать торговое судно, встающее на стрелке для разгрузки или погрузки.

Источник: http://www.ipetersburg.ru/
Источник: http://www.ipetersburg.ru/

Колечко на "Адмиралтейской" вышло исключительно декоративным и вопреки ожиданиям узких эстетствующих кругов не стало популярным объектом для "протирания" пассажирами, как это существует, например, на станции Площадь Революции в Москве, где несчастных дворняг почти превратили в доберманов.

А всё потому, что низко лёва присел..

-30

Что же, осмотр подземных красот закончен, двигаемся на выход - свистать всех на палубу!

Вид от панно "Нева" с кольцом. Вид на эскалаторы
Вид от панно "Нева" с кольцом. Вид на эскалаторы

Место, откуда устремляются ввысь эскалаторы, в профессиональной среде называют натяжной камерой. Традиционно в подземной выработке под полом прячут специальные механизмы, которые призваны натягивать ленту со ступенями, на манер цепи скоростных велосипедов.

А за спиной уже начинаются эскалаторы. Тесновато для самой центральной станции
А за спиной уже начинаются эскалаторы. Тесновато для самой центральной станции

На "Адмиралтейской" натяжная камера вышла самой компактных из всех когда-либо построенных в Петербурге и это однозначно является недостатком. В дни массовых гуляний здесь возникает особое столпотворение.

И это не Новый год! Автор: Юрий Сегень
И это не Новый год! Автор: Юрий Сегень

Давайте оценим один из самых протяженных наклонных ходов в мире! Его протяженность 116 метров.

Большой наклонный ход станции "Адмиралтейская". 2014 год
Большой наклонный ход станции "Адмиралтейская". 2014 год

Просить включить эскалатор на подъем той ночью я поленился и впоследствии пожалел...ноги гудели невообразимо, всё-таки почти тридцать этажей вверх с фотоаппаратурой.

В тесноте и в обиде

Во второй части рассказа о станции я показал, как проектировщики видели наземный вестибюль станции изначально - поднимающийся на эскалаторе пассажир должен был оказаться в просторном зале со светящимся куполом.

Сразу вспомнилась не сильно старая телевизионная реклама одного черно-жёлтого оператора связи, где Сергей #Светлаков, как амбассадор бренда, общается с героем ролика после того, как упала звезда на ночном небе: "Но я же не ЭТО загадывал!" - "А сбылось это!". Так получилось и на "Адмиралтейской", к сожалению.

В угоду потребностям торгового центра, разместившегося практически на всех этажах вновь воссозданного здания, метрополитену было выделено минимальное пространство как по площади, так и по высоте залов. Когда я впервые оказался внутри, то практически сразу почувствовал тесноту и сдавленность. Оцените и вы, может быть я заблуждаюсь:

Эскалаторно-кассовый зал вестибюль и еще одна "роза". Теперь на потолке
Эскалаторно-кассовый зал вестибюль и еще одна "роза". Теперь на потолке

На потолке разместили еще одну розу, но запечатлеть ее никаким, даже сверхширокоугольным объективом и лежа на полу (проверено!) не выйдет - мешает реклама и не хватает пространства.

Практически весь вестибюль в кадре. Панорамный снимок
Практически весь вестибюль в кадре. Панорамный снимок

Стена над наклонным ходом по доброй традиции также была оформлена мозаикой с обилием смальты золотого цвета. Панно, как неудивительно, называется "Адмиралтейство":

Панно над эскалаторами
Панно над эскалаторами

Можно попробовать рассмотреть поближе и даже заметить Петра Алексеевича на корме шлюпа. Вообще, в среде тонких ценителей отмечалось, что фигура императора достаточно часто отражалась в оформлении станций метро из пусков последних десяти лет из-за чего даже имели место шутки-челленджи из серии "Найди Петра I на очередной новой станции":

Панно "Адмиралтейство"
Панно "Адмиралтейство"

Погуляв по вестибюлю, можно заметить еще немножко любопытных декоративных деталей интерьера. Например, плитка на фризе под потолком, которая призвана создавать образ, по всей видимости, суровых серых балтийских волн. Что-то в это есть, да..

Плитка под волны
Плитка под волны

Такой мне запомнилась "Адмиралтейская" одной летней ночью - сложная, объемная, интересная. Надеюсь она приглянулась и вам и вы смогли благодаря трём материалам канала узнать и почерпнуть что-то новое. На этом наша фотопрогулка подходит к концу, спасибо, что провели это время вместе со мной!

...тем временем человек-метро идёт в пикет полиции в вестибюле, стучится в дверь. Постовой, потягиваясь, выходит из темноты, жмурится и неохотно идёт открывать дверь на улицу. "Доброй ночи, спасибо!", - сказал я, выходя в мрак ночного переулка. "Щелк" - ответил замок...
02:58 - пора спать домой и спать!
02:58 - пора спать домой и спать!

Если вы впервые на канале и материал вам понравился, то можно поддержать автора подпиской - радовать новыми материала будет еще приятнее!

Всем добра!

#ночь #железная дорога #тайны #строительство