Этот вопрос не даёт покоя многим интересующимся людям, породив за десятилетия несколько мифов и легенд. Человек-метро постарается раз и навсегда закрыть этот вопрос.
Вестибюль на Нарвской заставе
Станция "Нарвская" строилась в составе первой очереди Ленинградского метро и открыла свои двери для всех желающих 15 ноября 1955 года. Наверное было бы несправедливо из всех 8 станций выделять какую-то наиболее красивую - все по-своему примечательны и выделяются. Тем не менее для меня субъективно "Нарвская" всегда стояла каким-то особняком и вызывала глубокое почтение.
От того и интересно было всегда изучить станцию во многих проявлениях - от предыстории появления в конкретном месте и конструкции до архитектурного убранства и выбора названия.
Одно из первых серьезных упоминаний станции фигурирует в изысканиях Ленинградского научно-исследовательского института коммунального хозяйства, на которые я уже ссылался в одной из статей и регулярно опираюсь в лекциях про историю Петербургского метро. Именно в отчетах ЛНИИКХа можно встретить очертание первой линии Ленинградской подземки, проходящей в непосредственной близости от Нарвской заставы и одноименных триумфальных ворот.
При изучении архивных материалов встречались такие названия для станции: Нарвская, Нарвские ворота, площадь Стачек и...всё. Никаких чебурашек нет!
Откуда растут усы?
Так, собственно говоря, откуда же полезла в массы информация о якобы проектном названии "Сталинская"?
Учитывая времена проектирования первой очереди ленинградского метро, совпавшего с эпохой сталинизма, в этом нет ничего странного и подобное название, в принципе, в равной степени могло бы подойти многим станциям.
Архитектурные проекты первых станций проводились "на широкую ногу" и в последнем конкурсном туре желание архитекторов (естественно, чистое и искреннее) отдать дань уважения вождю всех народов было настоль велико, что от него аж зарябило в глазах: цитаты изречений на карнизах и путевых стенах, мозаичные панно, барельефы, бюсты и статуи.
Тем не менее при реализации архитектурного облика пыл тотального посвящения одной фигуре поумерили - всё-таки основные отделочные работы уже пришлись после смерти Сталина. Однако три станции из восьми Иосифа Виссарионовича получили в различных исполнениях. И именно в этот момент поднимается занавес и появляется перед нашими глазами "Нарвская". В отличие от "Технологического института" и "Площади Восстания" на ней изображения легендарного советского руководителя предполагали максимальный масштаб и эффект.
Внимательный читатель и по совместительству опытный пользователь станции "Нарвская" может возмутиться - откуда же изображения, где там Сталин? Мы не видели!
За волшебной стеной и без стакана
А он ведь был! По крайней мере при открытии станции в ноябре 1955 года счастливые пассажиры могли увидеть одно большое мозаичное полотно в торце центрального зала станции "Нарвская".
Это произведение называлось "Сталин на трибуне" и по сути являлось своеобразной репликой картины Александра Герасимова 1939 года, на которой было проиллюстрировано выступление Иосифа Виссарионовича перед делегатами XVIII съезда ВКП(б).
Примечательно, что несмотря на однозначное сходство с картиной, панно на станции всё же имело отличия - подземный Сталин лишился стакана, но приобрёл алые знамёна на заднем фоне.
Долго любоваться мозаикой ленинградцам не пришлось - уже в 1961 году она внезапно исчезла со станции. При этом, если вам удастся полистать старые путеводители по Ленинграду (например, за 1956 год) или поразглядывать наборы открыток, посвященные второй подземке СССР, вы с удивлением обнаружите, что все редакторы как один сговорившись не показывают на фотоснимках торец "Нарвской" с мозаикой. Немногочисленные фотографии мозаичного вождя доступны нам в настоящее время, как правило, только благодаря иностранных туристам, бывавших с визитом в Ленинграде в период 1955-1961 гг и имевших наглость безапелляционно щелкнуть вождя на личные фотоаппараты.
Так в чём же дело, где же сейчас один из самых неоднозначных руководителей страны советов, выполненный в смальте? По поводу этой истории также ходит немало мифов и один из самых устойчивых (к сожалению) гласит о том, что панно закрыли фальшстенкой, а затем устроили в тупиковой части зала станции у мозаики служебные помещения. Их [помещения], как известно, всегда в метрополитене не хватало. Отчасти эта часть истории правда - помещения действительно появились, сейчас там расположен так называемый линейный пункт для инструктажа и отдыха машинистов первой линии метро, но произошло это не сразу и с мозаичным Сталиным это никак не связано.
Еще одна версия гласит о демонтаже мозаики в 1961 году и последующем её якобы хранении на неких складах метрополитена в мешках.
Здесь важно сделать ремарку и напомнить читателям о технологии создания мозаик. Вернее, не сколько самих мозаик, сколько способа их транспортировки и монтажа на место.
Учитывая физический размер готового произведения, которое может по площади составлять 40 кв.м. и даже более, собрать воедино такую красоту в мастерской (не под землёй же со смальтой работать!) и привезти на стройплощадку, расположенной в стеснённых условиях на глубине нескольких десятков метров от поверхность представляет нетривиальную задачу. Для этого еще на этапе создания мозаики (набирания её из мелких кусков смальты) её условно разбивают на квадраты, собирают по этим квадратам и этими же квадратами везут аккуратно на грузовиках метростроевцам.
Посмотрите, например, как членили мозаику для станции "Комендантский проспект" в конце 2004 года.
Таким образом, друзья, если мозаику разобрали "по мешкам", то это, к великому сожалению, уже не мозаика, а строительный мусор, подобно бою кафеля, когда мы делаем ремонт в квартире и смысла в хранении такого боя была бы околонулевая.
В общем, друзья, эта версия в итоге оказалась истиной - мозаичное панно действительно расколотили (причём сурово, отбойными молотками), но не сохранили, а попросту выбросили. Однако, несколько фрагментов мозаики всё же чудом сохранились и сейчас их можно увидеть в качестве экспонатов интерактивного центра истории метрополитена на станции метро «Приморская». В основном это фрагменты с красной смальтой, создававшей фон изображения, и только на одном, предположительно, часть воротника рубашки вождя.
Горельеф с призраком Сталина
Еще один масштабный элемент декора с образом вождя всех народов также должен был украсить вестибюль "Нарвской", но в итоге появившись в 1955-м самого вождя уже не содержал. Я говорю про художественную композицию, расположенную над наклонным ходом - горельеф, на котором условно показан дух всего советского народа - рабочие, труженики, военные, женщины и дети, которые как бы следуют за безликим мужчиной со знаменем в руках.
Как несложно уже догадаться вместо неизвестного господина должна была стоять как раз более, чем известная историческая личность в лице И.В. Сталина, а выглядеть это могло так:
Согласитесь, в такой постановке картина приобретает совсем иной смысл и месседж! На снимке показано панно-горельеф работы скульпторов Г. В. Косова, А. Г. Овсянникова, В. Г. Стамова и А. П. Тимченко, которое демонстрировалось на ВДНХ в 1955 году и было взято за основу при создании архитектурного оформления "Нарвской".
Причина по которой произведение не дошло до нас в первозданном виде очевидна - при открытии Ленинградской подземки хоть и не говорили открыто о культе личности, но градус почитания вождя всё же был уже не тем, что раньше.
Таким образом, в заключении подведу итоги двумя тезисами:
- Сталин - был!
- Сталинской - не было!
Спасибо за внимание друзья! Дальше - больше! Подписывайтесь, задавайте вопросы и делитесь мнениями.