Здравствуйте! После сделки купли-продажи готовой квартиры или оформления ДДУ, ипотеки, страховок, зачастую на руках остается куча разных бумажек, с которыми порой не знаешь, что делать: что оставить, что можно выбросить, что может понадобиться и где?
Давайте разберем основные документы по купленной или проданной недвижимости, которые нельзя выбрасывать и где они могут понадобиться.
1 - Продажа квартиры или переуступка прав / обязанностей (продажа ДДУ)
При продаже квартиры снимаем копию со ВСЕХ документов - договор купли-продажи, ваша ЕГРН, новая ЕГРН нового собственника после регистрации, нотариальный договор, отметки на нем красной печатью Росреестра.
Если продаем переуступку, то снимаем копии с ДДУ, который мы продаем: в день сделки вы увидите его последний раз в жизни. А он еще вам понадобится, чтобы отчитаться перед ФНС о понесенном расходе на приобретение.
2 - Покупка квартиры по ДДУ от застройщика
Должен ли быть какой-то подтверждающий документ о том, что я ничего не должна застройщику и все обязательства были перед ним закрыты?
Обязательства перед застройщиком закрываются в момент оплаты купленного ДДУ, дающий право на квартиру. При этом неважно, как прошла оплата - собственными средствами или заемными (ипотекой).
Как только застройщик получает свои деньги на расчетный счет от физлица или банка-кредитора, выдаются приходные ордер на открытый аккредитив или эскроу-счет, который говорит, что на него поступили деньги для дальнейшего перечисления застройщику.
Отследить, что деньги действительно перечислились застройщику после регистрации договора, - ответственность застройщика. Если мне никто не звонил и не задавал вопросов, то оплата прошла.
Для собственного успокоения, можно запросить акт сверки у застройщика: там будет написано, что расчет прошел и долг перед застройщиком НОЛЬ рублей.
3 - Могут ли понадобиться платежные поручения по оплатам застройщику на аккредитив после выдачи документа о собственности или отметки Росреестра о регистрации ДДУ?
Нет.
Важно сохранить основные документы по квартиры, которые не только устанавливают право собственности на объект недвижимости, но и безусловно понадобятся при продаже:
- ДДУ с отметкой Росреестра;
- ЕГРН после регистрации собственности;
- кредитный договор (даже если ипотека закрыта);
- справка о погашенной ипотеке из банка;
- акта приёмки квартиры, если покупали по ДДУ (основание, почему квартира перешла от застройщика вам);
- основание для права перехода собственности - копия завещания, дарственной, договора дарения. Особенно для долевой собственности хранить ВЕЧНО. Их можно восстановить через запрос нотариуса, но по возможности лучше НЕ выбрасывать.
Сделайте скриншот этого списка: по сути, больше ничего не требуется хранить по квартире.
4 - Зачем хранить "старый" кредитный договор и зачем брать справку о закрытии ипотеки в банке
- Кредитный договор не так просто восстановить из архива банка. Если кто запросит, придется ждать и бегать забирать. В некоторых банках эта услуга платная.
Конечно, если КД потеряли, то все можно восстановить. Но выбрасывать точно не надо. И вот еще почему.
- "Старый" кредитный договор работает совместно со справкой по погашении ипотеки
После закрытия ипотеки желательно взять справку в банке об остатке на ссудно счете.
Документы (КД + справка) о закрытой ипотеке нужны на случай, если банк не подаст сведения о закрытом кредите в бюро кредитных историй.
Если вдруг я, например, решу взять новую ипотеку, а мне откажут, потому я числюсь должником в системах БКИ по причине отсутствия сведений о закрытой ипотеке. Это особенно важно, если новая ипотеку берется в тот же месяц, когда была закрыта старая.
Конечно, новый банк-кредитов будет запрашивать сведения в прошлом банке-кредиторе!
Но я бы к пакету документов на новую ипотеку также приложила кредитную моя историю в бумажном виде, чтобы очевидно показать, что прошлые ипотеки ЗАКРЫТЫ.
- Справка о погашении ипотеки и отсутствии долга перед банком также требуется в страховой компании, чтобы вернуть часть неиспользованной страховой премии.