Найти тему
О Москве нескучно

История станции Московского метро, которую строили дважды

Оглавление

Почему эту станцию пришлось строить дважды? Правда ли, что воды здесь было столько, что строители во время работ промокали до нитки буквально через несколько минут? В чём смысл отделки станции? И что скрывает витраж, который находится в торце платформы? Читайте до конца, #история будет интересная.

Попытка номер раз

Станция #метро "Шаболовская" открылась 5 ноября 1980 на уже действующем участке Калужско-Рижской линии. Платформа расположилась между "Октябрьской" и "Ленинским проспектом". Интересно, что эти станции начали работать ещё в октябре 1962 года. Вместе с ними должна была открыться и "Шаболовская". Однако этого не произошло.

Станция "Шаболовская". Фото отсюда: https://www.clubdruzey.ru/meet/index.php?topic=10334.msg45863
Станция "Шаболовская". Фото отсюда: https://www.clubdruzey.ru/meet/index.php?topic=10334.msg45863

Изначально #строительство шло в очень сложных геологических условиях на глубине более 40 метров. Главным врагом проходчиков стала вода. Она оказывала на конструкции серьёзное давление. Словно над будущей станцией располагалось подземное море. Строителям пришлось использовать новые экспериментальные водонепроницаемые изоляционные материалы.

Схема Московского метро 1964 года без "Шаболовской". Тогда линия называлась "Калужской". Картинка с сайта www.metro.ru.
Схема Московского метро 1964 года без "Шаболовской". Тогда линия называлась "Калужской". Картинка с сайта www.metro.ru.

Они хорошо справлялись с поставленной задачей. Но основная проблема всё-таки была не с конструкциями самой станции, а с эскалаторами. Оказалось, что технологии на тот момент просто не позволяли соорудить наклонный ход. Уж слишком трудными были геологические условия. Станцию законсервировали, а дальнейшее строительство решили отложить на потом. Тем более, что во время проектирования не предполагалось, что #Шаболовская будет загруженной. Поэтому без неё на данном этапе можно было и обойтись.

Не стройка, а мучение

Решение о возобновлении строительных работ приняли в 1976 году. В то время технологии заморозки грунта уже научились использовать хорошо и надёжно. По сути, делать с самой станцией практически ничего не требовалось. Её каркас был готов. Нужна была лишь отделка. Поэтому все силы бросили в первую очередь на сооружение эскалаторного наклона. Но и тут вода не хотела отступать.

Фотографии со строительства станции "Шаболовская" в 1976-1980-х годах. Из журнала "Метрострой" №8, декабрь 1980.
Фотографии со строительства станции "Шаболовская" в 1976-1980-х годах. Из журнала "Метрострой" №8, декабрь 1980.

Её было так много, что резиновые костюмы, в которых работали строители, промокали буквально за несколько минут. Приходилось их постоянно менять. Кроме того из-за сильного шума было плохо слышно указания. Но строительные трудности удалось преодолеть. Интересно, что на протяжении работ движение поездов по Калужско-Рижской линии не прекращалось.

Открытие станции "Шаболовская". 1980.
Открытие станции "Шаболовская". 1980.

Сначала планировали, что станцию откроют 25 декабря 1980 года. Но в процессе работ решили сделать это досрочно (тогда это было принято). Поэтому "Шаболовская" начала принимать пассажиров 5 ноября, в день празднования 63-й годовщины Октябрьской революции.

Мрамор, стекло и металл

#Архитектура станции придумывалась уже во время второго захода на строительство, то есть в 1975-1976 годах. Неизвестно, какой бы могла стать "Шаболовская", если бы её всё-таки открыли в 1962. Скорее всего, чем-то похожей на соседнюю "Октябрьскую". Проект новой станции разработали И.Г. Петухова и В.П. Качуринец.

Станция "Шаболовская", 1985-1989.
Станция "Шаболовская", 1985-1989.

Они предложили оформить "Шаболовскую" в стиле Белокаменной Москвы. Кубические пилоны отделены друг от друга арочными проходами. Отделали конструкцию светлым мрамором сорта "Коелга". Пол в центре зала выложили тёмных гранитом. Вдоль пилонов он меняется на красноватый.

Оформление путевой стены станции "Шаболовская". Фото из Яндекс.картинок.
Оформление путевой стены станции "Шаболовская". Фото из Яндекс.картинок.

Путевые стены украшены металлом. Они немного "заходят" на свод и заканчиваются оригинальными светильниками. Вместе с металлическим профилем лампы смотрятся эффектно. Такие же осветительные приборы украшают и центральный зал. Своды станции отделаны белой штукатуркой.

Что изображено на витраже?

Завершает украшение "Шабловской" витраж в торце платформы. Правда оно появилось через год после открытия станции. Цветное стекло складывается в абстрактную картину, имеющую интересный смысл. В центре находятся Кремлёвские башни с рубиновыми звёздами. От них расходятся круги - волны телеэфира. На них написаны слова #СССР , "Ленин" и "Мир". Причём сделано это на трёх языках: русском, английском и французском. С левой стороны расположилась Шуховская башня.

Витраж на станции "Шаболовская", фото отсюда: https://www.mos.ru/news/item/47238073/
Витраж на станции "Шаболовская", фото отсюда: https://www.mos.ru/news/item/47238073/

Также композицию дополнили медальонами. На них изображены телеэкраны, которые показывают театральные представления, спортивные мероприятия и кино. Таким образом, витраж - это аллегория на телевизионное вещание. Ведь именно здесь находился телецентр, пока не открыли новое здание напротив Останкинской башни.

Наземный вестибюль станции "Шаболовская", 1980.
Наземный вестибюль станции "Шаболовская", 1980.

Выход у станции всего один. Наземный вестибюль располагается на улице Шаболовка. В честь неё платформа и получила своё название.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!