К сожалению, в последние годы рождается все больше детей с различными видами задержек. Некоторые поздно начинают говорить, у них задержка речевого развития, ЗРР. Другие отстают от сверстников по знаниям, умениям. Это относится к задержке психического развития, ЗПР. У третьих и то, и другое вместе.
Я намеренно не беру более сложные случаи, например, аутичные расстройства, количество которых просто зашкаливает.
Родителям нужно быть очень внимательными к ЗРР и ЗПР. Вовремя обратиться к врачам, сделать некоторые аппаратные исследования. Например, электроэнцефалографию.
Статья канала. Кто и как определяет ЗПР и умственную отсталость ребенку.
В возрасте трех лет вполне можно обратиться к дефектологу, если у вашего ребенка нет речи. Случается, что малыш и в 4 года лепечет, говорит отдельные слова. Тогда уже надо наверстывать.
Прежде всего, дефектолог должен вызвать речь. Как правило, они начинают с массажа губ, неба, языка. Ручного и зондами. Для хорошего результата нужно это делать ежедневно, не менее полугода. При тяжелых нарушениях речи и дольше.
Поэтому массаж должен освоить родитель и добросовестно делать вне занятий со специалистом.
Самая главная заповедь матери ребенка с ЗРР и ЗПР звучит так:
Без занятий дома деньги выбрасываются на ветер.
Что делает дефектолог? Он развивает речь, память, эмоции, интеллект.
Опытные дефектологи все делают одновременно. Вызывают речь, автоматизируют звуки, заставляют пересказывать, даже если у ребенка в запасе отдельные слова. То есть побуждает к познанию.
Статья канала. Как ПМПК проверяет соответствие интеллекта норме у ребенка 5-7 лет.
Дизартрия, невнятное произношение, может оставаться очень долго, до начальной школы. Время даром не теряют, развивают другие умения.
Пример занятия. На любую тему. На него отводится два академических часа, дома закрепляется.
Если сказать проще: долбим одно и тоже четыре дня.
Дается небольшой текст в несколько предложений:
Катя и Света пошли в лес за грибами.
В лесу растут разные деревья: ели, березы, дубы, осины.
Кругом трава и цветут цветы. На них прилетают пчелы и собирают мед.
Катя нашла боровик, а Света сыроежку.
У боровика коричневая шляпка и толстая ножка. Сыроежки бывают разных цветов.
Эти грибы съедобные, а неядовитые.
Рассказ читается два - три раза и к каждому слову составляется вопрос: Куда пошла Катя и Света ? За чем девочки пошли? И так по каждому предложению в тексте.
Ребенок должен отвечать полным предложением, за этим надо строго следить.
Чуть позже малыш сам составляет вопросы. Сам на них отвечает.
Потом пересказывает этот текст. Каждое незнакомое слово объясняется. Необходимо добиваться полного понимания.
В заданиях другого типа дается картинка, ребенок составляет связный рассказ.
Часто дефектолог задает учить стихи с обязательным объяснением смысла.
Темы для занятий:
Темы берутся самые разные, для расширения кругозора, пополнения словарного запаса, тренировки памяти. Например: "Уборка в квартире”, “Покупка дивана в мебельном магазине”, “Что можно увидеть на нашей улице.”, “Транспорт нашего города”, “Посещение врача”, “Концерт”.
Специалист обязательно занимается распознаванием эмоций. Учит по картинкам, где гнев, где удивление, где грусть.
Если у малыша нет органических поражений, то ЗПР преодолевается обычно за два года. При условии занятий со специалистом два раза в неделю. И ежедневных занятий с родителем дома.
Да, именно так. Приходите домой с работы, устали до слез, куча дел, но все откладывается и занимаетесь полчаса. Больше не надо.
Заниматься надо обязательно. Многие легкомысленно относятся: я устаю, мне некогда. Через года спохватываются, что дочь на пальцах разговаривает, платят деньги, наверстывают, а время ушло.
В дошкольном возрасте у человека громадные возможности мозга. И часто происходят чудеса, если родители подходят серьезно.