И вновь рад приветствовать здесь всех собравшихся!
В предыдущих статьях я вкратце поведал о «классических» двигателях альянса Renault-Nissan моделей К4М и К7М, если ещё не успели прочитать про них, добро пожаловать по этим ссылкам.
Сегодня хочу рассказать об ещё одном моторе, близком «родственнике» упомянутых – Н4М (оригинальное обозначение HR16DE), производство которого успешно освоено, помимо прочих заводов альянса, на АвтоВАЗе.
Впрочем, «родственником» его можно считать лишь условно; единственное, что объединяет упомянутые агрегаты, это их применяемость – очень многие модели промышленной группы Renault-Nissan в те или иные годы имели под капотом моторы обеих серий. В действительности же, своему происхождению HR16DE обязан конструкторам концерна Nissan, в то время как К4М и К7М спроектировали французские инженеры, причём оба двигателя увидели свет ещё до объединения этих двух марок.
Ключевые моменты
Детально описывать все конструктивные особенности Н4М не стану, поведаю лишь о главных, в том числе о тех, которые существенным образом отличают его от прочих 1,6-литровых моторов Renault-Nissan.
Первое из этих отличий – блок цилиндров из алюминия с цельнолитыми чугунными гильзами, в то время как К4М и К7М имеют блоки из высокопрочного чугуна.
- Это позволило снизить массу агрегата до 105.4 кг (против 143кг у К4М), правда, габариты при этом несколько увеличились, однако это нисколько не мешает установить его под капотом многих моделей С и даже В-класса.
- Помимо того, сократилось время прогрева двигателя, что немаловажно для российских условий, даже несмотря на довольно тёплые зимы последних двух десятилетий.
- Несколько уменьшилась и статическая нагрузка на стойки передней подвески.
Вторым значимым отличием является привод ГРМ с пластинчатой цепью вместо повсеместно распространённого зубчатого ремня. Казалось бы, шаг назад – ан нет! Главное преимущество ременной передачи – пониженная шумность; однако уровень шума цепного привода у H4M оказался нисколько не выше.
Распредвал, управляющий работой впускных клапанов, оснащён фазорегулятором, что позволило достичь вполне умеренного расхода горючего, обеспечить достойную тягу в широком диапазоне оборотов и, среди прочих мер, добиться экологических показателей на уровне стандарта Евро-5.
Интересной особенностью является применение двух форсунок на каждый цилиндр. Некоторое усложнение и удорожание конструкции в полной мере окупается оптимизацией смесеобразования, что, опять же, благоприятно сказывается на снижении расхода топлива и токсичности отработанных газов.
Этому же способствует и система EGR (рециркуляции отработавших газов).
Имеется и один неприятный момент, вызвавший у меня некоторое разочарование: у двигателя отсутствуют такие привычные уже гидрокомпенсаторы в клапанном механизме. А это значит, владельцам авто с этим мотором вновь придётся следить за тем, когда потребуется очередная регулировка, и заниматься этим не слишком увлекательным, мягко выражаясь, делом, либо лишний раз ехать на СТО. Правда, опыт эксплуатации показывает, что делать это придётся не чаще, нежели через 75-80 тысяч километров, так что недостаток этот не столь уж серьёзный.
Основные технические характеристики
Рабочий объём Н4М точно такой же, как у К4М – 1598 см³, однако геометрия цилиндров иная: 78.0х83.6мм (в то время как у последнего 79.5х80.5 мм).
Максимальная мощность в различных исполнениях – от 113 до 117 л.с.
Впрочем, не стану утруждать вас выискиванием интересующего параметра в тексте, просто сведу ключевые характеристики в маленькую табличку:
Интересно отметить, что Лада XRAY Cross с вариатором комплектовалась версией мотора H4Mk (с уменьшенной до 110л.с. мощностью).
И на Солнце есть пятна
Ну ясно же, что ничего идеального не бывает! Разве что «Чёрный квадрат» Малевича, так ведь его под капот не засунешь заместо мотора. :)
Поэтому порасспрашивал соседей по гаражу, других знакомых, по форумам полазал: что сведущий народ говорит о недостатках H4M?
Выяснил про следующие недостатки:
- Случается внезапная остановка двигателя из-за неполадок блока управления зажиганием. Однако это на автомобилях довольно давних лет выпуска, на новых таких неприятностей уже не происходит;
- Проблемы с запуском и не вполне корректная работа (в целом) при пробеге порядка 150 тысяч и более; часто причиной является чрезмерно вытянувшаяся цепь ГРМ. Ну что ж, вполне решаемая задача, хотя обойдётся замена не особо дёшево;
- Подтекание антифриза из-под ГБЦ в районе помпы. Тоже, как выяснилось, проблема моторов ранних выпусков – не слишком качественная обработка привалочной плоскости головки. На более поздних практически не встречается;
- Свист под капотом, вызванный вытягиванием ремня генератора. Неприятно, но не смертельно. Натягиваем, а когда тянуть уже некуда, меняем (желательно вместе с натяжным роликом);
- А вот с таким недостатком, как крайнее неудобство замены свечей зажигания, придётся жить. Чтобы провести эту пустяковую операцию, на H4M приходится… снимать впускной коллектор! Да уж, чего-то малость недодумали японцы…
О разных иных мелочах тоже довелось узнать, но без них ни один двигатель не бывает.
Что-то, возможно, упустил? Подскажите в комментариях, какие ещё имеются недостатки у этого мотора.
А если захотелось помощнее?
Наверное, зря я об этом вообще заговорил. Ну не предназначен Н4М для серьёзного тюнинга, хоть убейте!
Слышал о возможности перепрошивки, после чего моторчик едва ли 150 сил сразу начинает выдавать, но как-то очень неубедительно это прозвучало…
Но если уж очень хочется, можно заказать специальный воздухозаборник вкупе с коллектором, обеспечив так называемый «пассивный наддув»; вместе с более производительным глушителем это добавит мотору, после регулировки ЭБУ, около 10 л.с. мощности и… почти литр дополнительного расхода горючего.
Что ж, если готовы заплатить за сомнительное «усовершенствование», флаг в руки, как говорится!
Одно, во всяком случае, вы получите точно – агрессивный «спортивный» звук выхлопа. А что? Кому-то нравится…))
Осторожно, двери закрываются!
Это я к тому, что хватит, пожалуй, злоупотреблять вашим вниманием, пора и честь знать.
Что успел, рассказал, о чём не успел или забыл, читатели, надеюсь, добавят в своих отзывах.
Или поправят меня; если что-то рассказал не так, скажите – мне важно выслушать ваше мнение по этому поводу.
Делитесь им в комментариях, расскажите о своём опыте эксплуатации автомобилей с двигателем Н4М; особенно интересно будет услышать тех, кто в разное время ездил на машинах и с другими 1,6-литровыми моторами Renault-Nissan.
Материал подготовил Николай Орехов