Вы спрашивали, что такое "цепочка поведения", я залезла в свои старые книжки и поняла, что сама забыла как правильно работает этот метод. А он очень нужный! Например, сейчас мы перешли с зимних комбинезонов на раздельный комплект куртка-брюки, и, оказалось, что мой ребенок не может самостоятельно одевать куртку, кофту может, а куртку - никак. На примере куртки мы разберем цепочку поведения.
Цепочку поведения называют также методом пошагового обучения. Его применяют для обучения детей с:
- аутизмом;
- синдромом дефицита внимания;
- диспраксией.
С помощью цепочки можно обучить любому навыку, состоящему и нескольких последовательных движений. Обычно используется для обучения: навыкам самообслуживания, танцам, частично - спорту.
Примеры цепочек: сходить на горшок, одеть штаны, приготовить суп, помыть посуду, погреть еду в микроволновке, выучить танец "два притопа-три прихлопа".
Важно: не стоит путать цепочку поведения с другим инструментом обучения - формированием реакции (шейпингом). В случае шейпинга мы работаем с ОДНОЙ реакцией, которую последовательно видоизменяем. Например, ребенок мычит и стоит у двери, когда хочет гулять, мы вместо мычания предлагаем ему сказать "гу", потом "гуять", потом "хочу гуять", потом "хочу гуЛять". Это шейпинг. А если ребенок открыл комод-достал-майку-одел майку на голову-продел голову в отверстие-вдел руки-расправил майку, то это цепочка поведения. В шейпинге, по сути, изменяется только одно действие, а мы работаем с его качеством. В цепочке несколько действий и каждое важно для достижения конечной цели, иногда, пропустив эти движения, мы вообще не можем выполнить цепочку. Существуют смешанные формы, цепочка+шейпинг, например, стрельба из лука, где манипуляции с луком - цепочка, а сила натяжения, точность прицела и твердость захвата - шейпинг.
Почему я вас этим гружу?
У этих двух инструментов - разные правила.
Теперь о правилах, которые касаются цепочек.
1. Чтобы обучить ребенка цепочки, нам нужно записать все движения цепочки к таблицу. Обратите внимания, что расписывается каждый шаг, который вы можете заметить. Вот так:
2. Второй шаг - наблюдение. Вы просите ребенка самостоятельно одеть куртку.
Не помогаем, не хвалим и не подсказываем, ни словами, ни делом, это важно для объективности результата.
Записываем результаты и считаем процент выполнения шагов, вот так (если процессе наблюдения вы хотите добавить какие-то дополнительные шаги, про которые вы забыли - добавляйте, у меня это шаг 1 "снять куртку с вешалки" и 6 "открыть планку молнии") :
3. Далее мы выбираем способ обучения. Их всего 3, первые два очень похожи.
1. Прямой (если большинство правильных шагов в начале, начинаем обучение с начала цепочки).
2. Обратный (если большинство правильных шагов в конце, начинаем обучение с конца цепочки).
Когда мы начинаем учить цепочку, все неверные или несамостоятельные шаги мы "репетируем" вместе с ребенком, методом рука-в-руке, т.е. выполняя все движения руками и пальцами ребенка. При этом желательно встать за спину или сажать ребенка на колени. Так ваши (и ребенкины) движения будут естественны, и он не будет отвлекаться. Эта подсказка называется "полная".
Проделав это 3 раза, мы начинаем переходить к более легкой подсказке в одном шаге прямой и обратной цепочки, то есть:
- мы двигаем кистью ребенка и так 3 раза до освоения шага.
-мы направляем локти ребенка и так 3 раза до освоения шага.
- потом лишь слегка касаемся плеча, подталкивая движения ребенка в нужном направлении, и так 3 раза до освоения шага.
Потом совсем убираем подсказку и переходим к такому же постепенному удалению подсказки из соседнего шага.
Если ребенок после отмены подсказки допускает ошибки в 2-х одеваниях подряд, мы возвращаемся на предыдущий уровень.
3. Третий метод обучения называется "целая цепочка". Мы используем его, если правильные самостоятельные шаги раскиданы по цепочке хаотично и процент выполнения цепочки больше 50%.
У меня процент правильных шагов 60%, так что я беру целую цепочку.
Отличие от двух предыдущих вариантов том, что подсказки мы удаляем и добавляем сразу во всех шагах цепочки и подсказки другие.
Сначала мы предлагаем ребенку сделать все самостоятельно, в данном случае - надеть куртку, если ребенок не сможет сделать этот трудный шаг в течение 5 секунд, родитель показывает на куртку жестом, если ребенок не понимает, родитель показывает, что нужно сделать, например, берет куртку и снимает ее с крючка, а потом возвращает обратно, предлагая сделать это ребенку самостоятельно.
Важно: Обучать ребенка цепочке поведения желательно МОЛЧА. Мы: даем команду ТОЛЬКО в начале задания ("Одень куртку", "Нарежь хлеб", "Пописай"), можно хвалить ребенка за выполнение шагов и выполнение задания в целом. Но если говорить словами: "Подними руку повыше", "Вставь молнию в замок и т.п." - ребенок может к этому привыкнуть и не сможет одеваться самостоятельно без ваших комментариев.
Обратите внимание, что некоторые навыки нужно тренировать отдельно и придирчиво выбирать материалы, следить за уровнем развития ребенка, т.к. некоторые навыки требуют развитой моторики. Мой ребенок в целом умеет обращаться с мягкой разъемной молнией на кофте, но есть проблемы с тем, что я:
- постоянно подаю ему одежду, и он не умеет последовательно одевать ее сам;
- постоянно помогаю одеваться, потому что "так быстрее", а график у нас плотный (отсюда нытье: "Мама, помоги");
- постоянно командую голосом;
- даю неправильные подсказки;
- молния на куртке жесткая, в результате наших тренировок она измочалилась и требует замены.
То есть вопрос освоения одевания куртки тянет за собой: занятия по развитию моторики, тренировку быстрого застегивания разъемных молний на специальном коврике, покупку новой куртки и замену молнии на старой, организацию расписания так, чтобы ребенок имел больше времени на одевание.
Если вы только начинаете одеваться, выберите простые задачи. Чтобы ребенок был максимально самостоятельным в садике, мы начали с комбинезона, шапки-шлема и ботинок на липучках.
У кого, если есть проблемы с горшком, рекомендую почитать: Брюс Л.Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. Так как естественные потребности ребенка не контролируются родителями, Бейкер учит вести записи жизнедеятельности ребенка и на этом основании уже приучать его к горшку или унитазу.
Основной текст этого поста сделан по книге: Юлия Эрц, Ольга Мелешкевич. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА).