3,5K подписчиков

Демпфер или шкив коленвала? Как проверить и какие проблемы может вызвать неисправный демпфер. ВАЗ.ГАЗ.

23K прочитали
Здравствуйте дорогие друзья!
Я думал многие автовладельцы наших инжекторных автомобилей знают о такой детали как демпфер коленвала и какие проблемы он может создать.

Здравствуйте дорогие друзья!

Я думал многие автовладельцы наших инжекторных автомобилей знают о такой детали как демпфер коленвала и какие проблемы он может создать. Но общение с покупателями и людьми на форуме показало, что многие и не знают этого. Решил написать статью об этом, будет полезная информация для тех, кто не знает. Сегодня в статье о проблемах, которые могут возникнуть из-за неисправности демпера и методы проверки.

Для начала для чего нужен демпфер.

Демпфер нужен для сглаживания и компенсации крутильных колебаний коленчатого вала двигателя. Такие вибрации возникают в двигателе из-за неравномерного воздействия на вал со стороны шатунно-поршневой группы. С одной стороны, демпфер защищает мотор от повреждений из-за вращательного резонанса коленвала. С другой – предохраняет ремни и компоненты привода от рывков, которые происходят из-за неравномерного вращения вала. Демпфер состоит из металлической внутренней ступицы и наружной(маховиком) и всё это соединено через резиновое кольцо. Ступица жестко прикручена к коленвалу. На маховик одевается ремень навесного оборудования и на нем же находится реперный диск с которого считывает информацию датчик коленвала. Когда равномерное вращение коленвала прерывается, упругая резина демпфера, скручиваясь и раскручиваясь, сглаживает возникающие разности угловых скоростей ступицы и маховика.

К сожалению сам демпфирующий элемент со временем разрушается. Резина трескается и расслаивается. Этому способствуют постоянные нагрузки, а также внешние факторы, тепло от двигателя, масло с бегущего сальника коленвала т .д. И вот тут и начинаются проблемы. Сам маховик с реперным диском может провернуться относительно ступицы или вообще отпасть. Так как с реперного диска считывает данные датчик коленвала, то если он слетит со ступицы, автомобиль у Вас заглохнет или не запустится, если он отпал в момент запуска. Если он провернётся на ступице, то тоже будут проблемы, так как ЭБУ будет ошибочно рассчитывать положение коленвала. Из-за этого может быть плохой запуск, потеря динамики, увеличенный расход. Как же определить не сместился ли маховик демпфера у Вас? Очень просто.

Нужно выставить ВМТ. Для этого можно убрать заглушку с картера КПП и подвести метку, которая расположена на маховике(если кто-то рукастый не перевернул Ваш маховик на 180 гр).

Здравствуйте дорогие друзья!
Я думал многие автовладельцы наших инжекторных автомобилей знают о такой детали как демпфер коленвала и какие проблемы он может создать.-2

Также можно выставить ВМТ по поршню. Выкручиваем свечу, вставляем отвёртку(к примеру) и прокручиваем коленвал, отвертка начнёт подниматься и как только она остановилась это и есть ВМТ(при этой процедуре будь-те аккуратнее, не уроните ничего в цилиндр). Если Вы уверены в своем ГРМ, то метку можно подвести и по шестерни или шестерням распредвала.

Так, метки выставили.

Теперь считаем зубья на реперном диске. Считаем от пропуска, сердечник датчика коленвала должен смотреть на 20 зуб реперного кольца демпфера.

На фото выше видно, что начинается отсчет от пропуска и считаем до датчика коленвала. 1,2,3.................20. Датчик коленвала должен смотреть четко на 20 зуб. Если у Вас к примеру 18, 17 значит реперное кольцо провернулось относительно ступицы.

Так как это частая проблема инжекторных переднеприводных ВАЗов сейчас в продаже уже идут демпферы на которых через резину "сидит" только маховик на который одевается ремень навесного оборудования, реперное кольцо связано уже со ступицей жестко, соответственно таких проблем не будет.

Также сейчас в продаже есть замена демпферу, обычный шкив коленвала, где маховик и ступица один элемент без резиновых колец. Пример на фото ниже.

Слева(обвёл красным) обычный шкив коленвала, справа заводской демпфер.
Слева(обвёл красным) обычный шкив коленвала, справа заводской демпфер.

Обычный шкив этот как альтернатива демпферу, утверждают продавцы. Стоит в районе 500 рублей, а заводской демпфер около 2000 рублей. Какой ставить решать только Вам.

Также проблема с демпфером может возникнуть на автомобилях ГАЗ,УАЗ с двигателями семейства ЗМЗ-406. На них в отличии от демпфера ВАЗ реперный диск жестко закреплён к ступице, а через резиновое кольцо идёт "балансир" с меткой ВМТ. Какие проблемы тогда могут быть? Приведу на примере.

Знакомый решил заменить гидрокомпенсаторы. Подвёл метку на коленвалу, снял клапанную крышку и увидел, что метки на звездах распредвалах не на своих местах, он подумал, что в темноте не довёл коленвал и выставил метки по распредвалам, снял распредвалы и заменил гидрокомпенсаторы. Когда начал собирать и выставлять ГРМ, то еще раз подвёл метку на демпфере коленвала, посмотрел, что всё точно совпадает. Поставил распредвалы, всё собрал, запускает мотор, вроде все нормально. Когда поехал на автомобиле, то почувствовал, что динамика пропала, тянет не так как раньше. Заехал ко мне, мы еще раз проверили метки. Оказалось что каждый распредвал надо перекидывать на один зуб. Проблема в том, что "балансир" с меткой на демпфере провернулся и соответственно метка сместилась. В таком случаи ВМТ нужно проверять по первому цилиндру с помощью хотя бы отвертки, как писал выше.

Демпфер коленвала ЗМЗ-406
Демпфер коленвала ЗМЗ-406

На фото выше отметил метку на "балансире" и место где видно резиновое кольцо.

Подведём итог. На автомобилях ВАЗ на которых установлены данные демпферы проверяйте не провернуло ли реперный диск. Если у Вас перестал запускаться двигатель, нет искры, не включается бензонасос также проверьте на месте ли реперный диск.

На автомобилях ГАЗ,УАЗ с двигателями семейства ЗМЗ-406 при установке ГРМ(если был неполный разбор, а только снимали распредвалы) проверяйте ВМТ по поршню, так как метка на демпфере может "уйти" и обмануть Вас.

Важный момент. При ремонте двигателя или банально при регулировке клапанов особо рукастые слесаря могут прокрутить двигатель за реперный диск и обломить на нём зуб. Это может быть на разных автомобилях и может вызвать различные проблемы, автомобиль может ошибочно фиксировать пропуски воспламенения и т.д. этот момент также проверяйте.

Был случай на Субару, при ремонте ДВС отломили один зуб, двигатель "трясло" на холостом ходу, складывалось впечатление, что один цилиндр не работает.

Если Вам есть, что добавить или Вы с чем-то не согласны пишите комментарии. Надеюсь статья была Вам полезна!

Подписывайтесь на канал , оставляйте комментарии!

Хочу порекомендовать Вам статью по диагностики системы зажигания своими руками, материал объемный, но полезный.

Также хочу порекомендовать статью о нюансах по замене свечей.

Хочу обратить внимание, что я создал групповой чат по ремонту автомобиля и поиска неисправностей. Если у Вас есть какой-то вопрос, то пишите, я постараюсь помочь, а может Вам поможет другой участник чата.

Удачи на дорогах и всего доброго!

ДПКВ 20 зуб как проверить грм. ошибка при установки ГРМ на 406