Найти в Дзене
С Богом по жизни

Взаимные отношения жены и мужа

Оглавление
“Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела... Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя” (Еф. 5:22-28).

Многие люди как будто с готовностью принимают учения Христа и Нового Завета, но только до тех пор, пока не узнают, в чем, собственно, состоят эти учения. Некоторые ученики Иисуса отрицательно прореагировали на одно из Его высказываний, которое мы читаем в Ин. 6:65, 66:

«Для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним».

Мы должны принимать все учения Иисуса. Если мы Его ученики лишь тогда, когда учение нам нравится, значит, мы не истинные Его ученики, а следуем своей собственной похоти.

Многие принимают Евангелия, но заявляют, что другие книги Нового Завета не содержат учений Иисуса. В таком случае они не слышат всех слов Иисуса. Через Святого Духа Он вдохновил написание всего Нового Завета (Ин. 14:26; 16:12-14; 1 Кор. 14:37). Чтобы познать всю открытую Иисусом истину, нам нужно больше, нежели четыре Евангелия.

Когда в Еф. 5:29-31 Павел ссылается на Быт. 2, он следует за Иисусом и вторит Его учению. В Своем учении о браке Иисус обращался к книге Бытия. Он спрашивал: “Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью” (Мф. 19:4, 5; см. Быт. 2:24). Так Иисус показал Свое одобрение тому, что написано в книге Бытия о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами. Аналогичным образом и Павел выражает свое согласие с тем, что написано в Бытии о взаимоотношении мужчин и женщин.

РОЛЬ МУЖА

Ответственность в супружеских отношениях начинается с мужа. На его плечи возложена обязанность правильного руководства браком, равно как наши взаимоотношения с Богом начинаются и сохраняются в Нем. Как Бог возлюбил всех жертвенной любовью, так и муж должен любить свою жену жертвенной любовью (Еф. 5:25, 28; Кол. 3:19). Это то основание, на котором должен строиться брак.

Петр пишет: “Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах” (1 Пет. 3:7). Ни один муж не имеет права вести себя как властелин своей жены, верховный правитель или начальник. Он должен быть внимательным к ней, самоотверженным и чутким. Бог не давал мужу права обращаться со своей женой как с равной себе в физическом отношении. Она не может защитить себя от грубой мужской силы. Он должен уважать и чтить ее как своего духовного, а также физического партнера. Вот так христианство возвышает женщину в супружеских взаимоотношениях.

РОЛЬ ЖЕНЫ

Жена должна с готовностью повиноваться руководству своего мужа. Он не должен использовать грубую силу, чтобы заставить ее подчиняться ему. Она должна добровольно сотрудничать с ним, когда он стремится управлять делами семьи для ее блага. Его грубость или ее непокорность противоречат воле Иисуса.

Повиновение

Каждый человек должен “повиноваться” (греч. хипотассо) кому-то, независимо от его положения в жизни. Давайте рассмотрим некоторые библейские высказывания о “повиновении”:

(1) Иисус повиновался Своим родителям (Лк. 2:51). (2) Бесы повиновались семидесяти ученикам (Лк. 10:17, 29). (3) Бог покорил все творение Своей воле (Рим. 8:20). (4) Граждане должны быть покорны властям (Рим. 13:1, 5; 1 Пет. 2:13; Тит. 3:1). (5) Бог все покорил Иисусу (1 Кор. 15:27; Еф. 1:22; Евр. 2:8). (6) Церковь повинуется Иисусу (Еф. 5:24). (7) Мы должны повиноваться Богу (Евр. 12:9; Иак. 4:7). (8) Слуги должны повиноваться своим господам (Тит. 2:9; 1 Пет. 2:18). (9) Ангелы и власти покорились Иисусу (1 Пет. 3:22). (10) Молодые христиане должны повиноваться старшим христианам (1 Пет. 5:5).

То же самое греческое слово хипотассо, которое употреблено для выражения повиновения в каждом из вышеприведенных примеров, используется и тогда, когда речь идет об обязательстве жены перед мужем (Еф. 5:22, 24; Кол. 3:18; Тит. 2:5; 1 Пет. 3:1, 5). Состоящее из двух слов, хипо (“под”) и тассо (“упорядочивать”), оно означает “быть в подчинении, слушаться, повиноваться”. Мужу не говорится прямо, что он должен повиноваться жене, однако жене конкретно велено повиноваться мужу. Хоть мы и должны повиноваться один другому (Еф. 5:21; 1 Кор. 16:16), Божья заповедь повиноваться друг другу не освобождает нас от обязанности покоряться тем, кто имеет над нами законную власть. Если христианин - раб, то он должен повиноваться своему господину. Гражданин обязан подчиняться правительству, младшие - старшим, а не наоборот (если в понятие повиновения вкладывать тот же смысл). То же самое можно сказать и о взаимных отношениях мужа и жены:

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф. 5:22-24).
«Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» (Кол. 3:18).
«Чтобы старицы... вразумляли молодых быть покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие» (Тит. 2:3-5).
«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям...» (1 Пет. 3:1).

Принадлежность к христианству не дает права рабу восставать против своего господина, гражданину противодействовать правительству, молодым противиться старшим, а христианке бунтовать против своего мужа. Только если кто-либо из вышестоящих в таком порядке примет решения, противоречащие Божьей воле, христианин имеет все основания не повиноваться человеческой власти (Деян. 5:29).

Жена должна подчиняться своему мужу, потому что Бог предназначил ему быть ее главой (1 Кор. 11:3; Еф. 5:23). Слово кефале, переведенное с греческого как “глава”, имеет несколько значений. (1) Голова есть часть тела, которая управляет всем телом (Мф. 5:36; 6:17; 8:20; 10:30). (2) Голова занимает самое высокое положение, на которое равняется остальная часть тела, - все равно, что краеугольный камень относительно всего здания (Мф. 21:42; Мк. 12:10; Лк. 20:17; Деян. 4:11; 1 Пет. 2:7). (3) Те, кто находится под властью главы, подчиняются главе. Бог - глава Христу, а Христос - глава человеку. Христос есть также глава церкви (Еф. 1:22; 4:15; 5:23; Кол. 1:18) и глава всякой власти (Кол. 2:10). (4) На мужчину возлагается руководство как на главу в супружеских отношениях (1 Кор. 11:3; Еф. 5:23).

На “главу” возлагаются обязанности руководителя. Правильным отношением к этой власти будет добровольное повиновение. Иисус не унизил, а возвеличил Себя смиренной покорностью Своему Главе, Отцу (Фил. 2:5-11), и Своим родителям (Лк. 2:51). Добровольное повиновение не унижает, а, напротив, является похвалой тем, кто добровольно и от всего сердца принимает тех, кто имеет над ними власть. Жена не унижает себя тем, что повинуется своему мужу. Наоборот, своим повиновением она показывает благородство своего характера подобно Сарре и другим благочестивым женщинам в библейские времена: “Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям” (1 Пет. 3:5).

Современная женщина должна повиноваться своему мужу не только в том случае, если он христианин, но даже если он и не христианин (1 Пет. 3:1, 2). Основанием для такой покорности служит то, что она своим уважительным поведением не только завоевывает его для Христа, но и повинуется Богу (1 Пет. 3:5, 6).

Уважение

Павел писал: “А жена да боится своего мужа” (Еф. 5:33). Словом “боится” переведено греческое фобатай, что означает “страх” (Мф. 2:22; 14:5, 30; 17:6) и “благоговейный страх” (Деян. 10:2, 35; 13:16, 26; 1 Пет. 2:17). Жена должна уважать своего мужа как главу в их взаимоотношениях. В противном случае она поступает неверно, как если бы церковь не уважала в Иисусе Его руководящую роль в Его взаимоотношениях с церковью (Еф. 5:24).

Сарра является примером того уважения, которое жена должна проявлять к своему мужу. Она не только повиновалась Аврааму, но даже называла его “господином” (1 Пет. 3:6; Быт. 18:12). Если под словом “господин” понимать только формулу обращения, то это не будет свидетельствовать о сердце, исполненном почтительности и послушания. Однако Сарра повиновалась Аврааму потому, что чтила его как “господина”, но не как Господа в божественном смысле, а в человеческом, как того, кто наделен властью.

Некоторые делают вывод, что Сарра поступала в соответствии со своей культурой, равно как и Петр, когда давал наставления относительно одежды женщин (1 Пет. 3:3-5): по их мнению, это всего лишь дань культуре того времени. Такой вывод свидетельствует о непонимании этого высказывания. Петр употребил греческий оборот речи у... алла, который переведен в этом предложении “не... но”. Такая конструкция в греческом языке является способом выделения второй мысли без отрицания первой. (Примеры можно видеть в Мф. 10:34; Ин. 12:47; 1 Кор. 1:17). Роберт Фанд говорит: “У... алла также означает «не столько... сколько», где первая часть не отрицается полностью, а лишь притушевывается”.

Петр не писал, что женщинам нельзя украшать себя плетением волос, золотом, драгоценностями и одеждой, иначе это можно было бы понять, как запрет женщинам одеваться, поскольку в этот список он включает и одежду. Употреблением этого греческого оборота он хотел подчеркнуть, что христианка должна обращать больше внимания на украшение своей души, чем на украшение своей внешности. В 1 Тим. 2:9, 10 Павел подтверждает слова Петра, употребив оборот речи ме... алла (также переводимый “не.. но”). Эта конструкция, имеющая то же значение, что и у... алла, просто означает “не столько... сколько…”: “не столько А, сколько Б” (ср. Ин. 6:27). Женщине следует не столько заниматься своей внешностью, сколько думать о своих внутренних качествах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вывод бесспорен: в супружеских взаимоотношениях Бог дал руководящую роль мужу. Руководя и направляя, он должен так любить жену и так заботиться о ней, что это завоюет ее уважение. Жена должна уважать такой порядок и быть покорной до тех пор, пока ее муж не будет требовать от нее чего-то такого, что противоречит Божьей воле.

Жене нужно много молиться и о многом размышлять, чтобы стать для своего мужа всем, чем только возможно; но и на нем лежит ответственность стать для нее всем, чем только можно. С помощью Божьего Слова, которое укрепляет и ведет ее, христианка ежедневно вселяет в своего супруга мужество, утешает его обеспокоенное сердце, удовлетворяет его физические потребности, привносит духовность в дом и создает атмосферу отдыха, покоя и согласия, что заставляет его стремиться к ней, когда они в разлуке. Она наполняет его существование этими качествами, отчего жизнь для него приобретает еще больший смысл.

Вечеря / Причастие | С Богом по жизни | Дзен