Найти в Дзене

И НЕ ДРУГ, И НЕ ВРАГ, А РЕЛЯЦИОННЫЙ АГРЕССОР

За психологической помощью обратился мужчина, неудовлетворенный дружескими отношениями. На вопрос: “Как складывалось у вас с дружбой в школе и после нее?” мне ответили уверенное: “Все было отлично, у меня была компания друзей”. Я попросила чуть подробней рассказать, что это была за дружба, на чем строилась близость в отношениях, как решались конфликты.

И чем дальше клиент рассказывал об этой дружбе, тем тише и печальней становился его голос. Оказывается, друзья постоянно подшучивали над ним, его внешностью, стеснительностью. Они смеялись и кривлялись, когда клиент отвечал у доски. Это мешало собраться с мыслями, от волнения он забывал материал. В подростковом возрасте в их компании появилось несколько девочек. С одной из них сложились достаточно близкие отношения. Но немного позже выяснилось, что девочка рассказывала личные секреты клиента всей компании, а те - остальным одноклассникам. Он обижался, но быстро отходил - ведь это друзья, а на друзей обижаться как-то не по-мужски. Но фоновое недоверие присутствовало всегда. После выпускного компания распалась, но вот с дружбой у мужчины не складывается по сей день.

Агрессию легче всего распознать, когда она имеет явный характер. В ответ на открытые агрессивные действия естественным образом возникает ответный импульс, который можно направить на отпор или завершение отношений. Так баланс агрессии помогает ориентироваться в отношениях, обозначать и отстаивать личные границы.

Но кроме открытой агрессии существует менее очевидная - косвенная.

Реляционная агрессия - один из видов косвенной агрессии, замаскированной под дружбу. Цель реляционных действий - дискредитировать жертву, уничтожив ее социальный статус.

Чем реляционная агрессия отличается от дружбы:
Условия и шантаж.
“Если ты не будешь давать списывать/провожать меня до дома/общаться только со мной, нашей дружбе конец!”. Если условий становится много и от их выполнения невозможно отказаться, не почувствовав себя плохим другом, это тревожный звоночек. Здоровые дружеские отношения способны не разрушиться об отказ и несогласие друг с другом.

Наказание изоляцией.
Подчеркнутое игнорирование и объявленные бойкоты являются способами изоляции. Потребность в принадлежности к группе единомышленников нормальна для людей любого возраста, а для подростков вообще сверхзначима. Изоляция без видимых объективных причин является болезненным наказанием для участника группы. В здоровых дружеских отношениях люди стремятся решить возникшее препятствие, а не фиксироваться на нем, используя это как повод для агрессивных действий.

Нарушение договоренности о секретности.
Все, что сказано вами будет использовано против вас. Или просто рассказано всем и каждому. В здоровых дружеских отношениях остается право, во-первых, не рассказывать о себе что-то личное, если не хочется, а во-вторых, рассчитывать на бережное обращение к полученной информации.

Распространение сплетен и слухов.
Если предыдущий пункт можно объяснить невнимательностью и отсутствием чувства такта, то сплетни - это намеренное распространение порочащей честь информации, часто выдуманной или преувеличенной. С помощью слухов и сплетен можно манипулировать мнением о человеке, формируя предвзятое мнение и определенное отношение. В подростковой среде особенно тяжело сопротивляться манипуляциям, если слухи распространяет лидер коллектива, чье мнение более значимо по сравнению с остальными.

Навешивание кличек и ярлыков.
Нытик, ботаник, корова, черномазый и прочие прозвища, подчеркивающие отличительные особенности, редко вызывают приятные эмоции. Даже если высмеиваемая черта сама по себе нейтральна сам эмоциональный посыл делает обзывательства непереносимыми. В здоровых дружеских отношениях всегда можно попросить перестать делать то, что тебе неприятно. И друг, которому важны ваши чувства и отношения, скорее прислушается.

Психологические последствия такой дружбы - хроническая тревога, стыд, вина, общее чувство неполноценности и небезопасности в отношениях с друзьями.
Имея такой детский и подростковый опыт достаточно сложно сформировать адекватное представление о дружбе. Причем искаженное представление получают все - и жертвы, и агрессоры. Это чревато проблемами с доверием и сложностями в разрешении конфликтных ситуаций, что серьезно увеличивает риск повторения детского сценария уже во взрослом возрасте.

Психологическая работа позволяет отделить прошлое от настоящего, не переносить детские переживания во взрослые отношения, а значит получить новый удовлетворяющий опыт дружбы.

А с какими проявлениями реляционной агрессии сталкивались вы? Что помогало справляться с этой проблемой?

______________________________________________________________
Записаться на консультацию https://www.mestoperemen.com/grzhibovskaya-viktoriya