Многие не догадываются, что Турция известна не только как страна курортов, но и как государство с развитой автомобильной промышленностью. Машины, произведенные или собранные здесь, популярны и ценятся в ближневосточном регионе. Были даже собственные турецкие автомобильные бренды.
Лет 10 назад, приехав сюда на десяток дней погреться на пляже, я обратил внимание на попадающиеся маленькие невзрачные автомобили с буквой «Т» на шильдиках. Сзади, на багажнике было написано Tofaş (Тофаш). Действительно, на два года позднее, чем советский ВАЗ, в Анкаре было основано производство легковых автомобилей. Позднее завод перенесли в Бурсу, где он и продолжает базироваться. Я не зря упомянул наши родные «Жигули», потому что Тофаш тоже стал выпускать копии моделей итальянского Фиата, но под собственным названием. Например, первым с конвейера Tofaş сошел автомобиль, который назвали Murat 131. В оригинале это итальянский Fiat 131, собранный в Турции по купленной лицензии. Также турки с успехом производили Фиат 124, известный у нас под именем «копейка», а в Турции Murat 124. Впоследствии, завод перестал пользоваться собственным именем Tofaş, а стал собирать автомобили европейских марок - Fiat, Citroen, Peugeot и Opel.
Стоит еще сказать, что турецкая молодежь, так называемые «пацантрэ», ценят и уважают «олдскульную классику». Восстанавливают, перекрашивают, занижают, тюнингуют и кайфуют. Впрочем, такая же категория любителей старины, присутствует и в России.
Однако турки могли в свое время развить и исключительно самостоятельное автомобильное производство. До основания автоконцерна Tofaş, в 1961 году Министерство транспорта Турции выделило почти 1,5 миллиона лир на запуск марки Devrim. В переводе с турецкого – «революция». Увы, далеко новинка ухать не смогла, сказалась конкуренция. Всего завод смог произвести лишь 4 автомобиля. До наших дней сохранился всего один экземпляр. Но в очень приличном, музейном состоянии. Он находится в городе Эскишехир, на заводе, где он был собран, как памятник турецкой инженерной мысли. При желании, машину можно посетить, осмотреть, а если произвести хорошее впечатление на владельцев, то завести и чуть-чуть покататься, на территории завода.
Продолжение следует…