Это понятие введено плохими преподавателями и активно используется их худшими учениками. Причем каждый подразумевает под ним что-то своё.
В частности, средний работник кадровой службы обычно понимает под ним способность кандидата на должность спокойно воспринимать, когда на него, срываясь на визг, орёт начальник. Спокойно, в данном случае, это значит: не орёт в ответ, не бросает в него предметы, не бьёт его по голове. Но при этом сотрудник не должен и стоять с безмятежным видом, улыбаясь, потому что в таком случае начальника может вдруг хватить удар, а также он может от волнения упасть или удариться об стену, что-нибудь повредив себе. Работник должен стоять с виноватым видом, понурив взор и тихо повторять: «Ах, как я виноват, но я сейчас же всё исправлю!».
Вот так считает средний недалёкий работник службы кадров или как ныне модно говорить – HR-службы. Но мы не издеваемся над ним, его мы даже не виним, потому что, ну если уж директор вот такой, всё получается само собой. И на сотрудника отдела кадров директор ведь точно так же иногда орёт.
Обычный средний претендент на должность считает, что стрессоустойчивость – это когда вокруг него все бегают с криками «Всё пропало!», орут, что-то рушится, кто-то без чувств упал от стресса, а он такой невозмутимый в прежнем темпе продолжает делать свою работу.
Такие люди вообще-то нужны в команде, но не более, чем один из десяти. Потому что, на самом деле, самый распространенный вид стресса – приближение срока сдачи проекта (или объекта – всё равно чего), что ныне опять же модно на иностранный манер называть «дидлайн». И если все в команде не станут (за исключением того одного, название которому – стабильность) при приближении срока сдачи работать больше и при этом эффективнее, проект или объект в срок сданы не будут, фирма попадёт на неустойку, команда потеряет репутацию и будет распущена. Хотя, возможно, всё же оставят того одного, «стрессоустойчивого», ведь он один действительно не виноват.
Получается, что для 90% работников стрессоустойчивость – это способность повышать свою отдачу в условиях стресса. Тут мы приходим к тому, что и начальник ведь это знает и потому орёт, визжит – ему кажется, что так он создаёт нам стресс, а мы в ответ работать станем лучше и больше, и в чём-то он ведь прав, но очень не со всеми и не всегда. Моё личное мнение - вообще лишь иногда, очень редко можно применять крик и ор для повышения отдачи. Ситуация действительно должна быть экстремальной, редкой, а коллектив на грани паники.
Кстати, в нашем определении стрессоустойчивости мы совсем забыли панику, надо её добавить, причём, на первом месте. Тогда получается, что стрессоустойчивый работник при стрессе не впадает в панику, а начинает работать больше, лучше, эффективнее.
Забыто нами и ещё одно – ни слова не было пока про качество работ. Безусловно, бывают люди, которые при стрессе работают и больше, и качественнее. Таких опять же не больше одного из десяти, но больше и не надо, потому что это значит, что в нормальных, обычных, средних условиях такому работнику становится скучно, он начинает работать «спустя рукава», ему требуется повышенные контроль и мотивация. Такой человек необходим в команде, как раз на случай стресса, но опять же – один из десяти. Обычный же работник при стрессе в качестве выпускаемого (проектируемого) продукта, конечно же, теряет, но здесь важно, чтобы эта потеря не была критичной. Для этого необходимо, чтобы этот сотрудник в обычных, средних условиях трудился суперкачественно.
Теперь мы получили, что стрессоустойчивый работник при стрессе не впадает в панику, начинает работать больше, лучше, эффективнее и без критичной потери качества.
Наверное, самое главное, что хочу сказать – стресс потому так и назван, что не может быть постоянным. Потому что тогда или возникает привыкание (как и к постоянно орущему начальнику), или психическое заболевание. Честно говоря, когда вижу в требованиях какой-либо вакансии эту пресловутую «стрессоустойчивость», то это верный признак, что там не работа, а дурдом. Есть правда маленькая еще возможность, что просто кадровичка – дура, но всё ведь связано обычно, у припадочного директора и в подчинённых остаются только дураки, зато «стрессоустойчивые».
Мы попытались разобраться для себя с понятием стрессоустойчивость. Интересно, что параллельно у меня сложился и эскиз того, как подбирать команду, хоть на проект, хоть бригаду на строящийся объект. Получилось, что из десяти один нам нужен «тормоз», еще один «адреналиновый» и восемь просто средних психологически, но очень высококвалифицированных ребят. Главное же – им нужен нормальный адекватный руководитель. Вот тогда всё сложится и всё получится у них.
А ты, мой одинокий читатель, что думаешь вот про это вот про всё?
Литература.
1. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2006. 528с.
2. https://www.dissercat.com/content/vliyanie-sotsialno-psikhologicheskikh-komponentov-stressoustoichivosti-na-effektivnost-deyat
3. https://www.dissercat.com/content/formirovanie-stressoustoichivosti-na-etape-professionalizatsii-na-primere-yuridicheskogo-vuz