С незапамятных времён известно два способа мышления: метафизический и диалектический. Особенность первого состоит в том, что при таком подходе предмет и его мысленное отражение в понятии рассматриваются как нечто завершившее своё развитие во времени или законченное и неизменное. При таком способе картина мира выглядит статично, история останавливает свой ход, да и сама жизнь как бы застывает в вечной неизменной истине. Метафизический способ мышления оправдан положением, которое гласит, что для того, чтобы рассмотреть хорошенько мир — описать его факты и явления — необходимо мысленно остановить его движение и развитие.
Особенность второго способа мышления состоит в том, что предмет, вместе с его понятием, берётся в развитии: в мире нет ничего неизменного и от века данного, а всё в нём находится в движении и развитии. Общая картина мира складывается из различных фактов, явлений и связывается паутиной причинно-следственной связи. Эта картина сама находится в развитии; она постоянно пополняется ещё неизведанными фактами, и в свете тех новых фактов, являет себя по-новому. Диалектический способ мышления, благодаря прослеживанию предмета в динамике, позволяет охватить мыслью еще незавершённый во времени процесс, и вследствие чего, глубоко проникать в суть любых процессов и явлений. Иначе говоря, диалектика, необходимость которой вызвана развитием самого мира, дыханием жизни, позволяет понять сущность мира.