«Критика необходима, хоть её и сложно принимать. Она выполняет те же функции, что и боль в теле человека: помогает понять, что идёт не так»
(С) У. Черчилль, британский
государственный и политический
деятель 20-го века.
«Молодец, сделал всё верно!» — слова, которые мы ожидаем услышать. Но в реальности не всегда бывает именно так. Человек каждый день принимает замечания в адрес своих действий — критику.
Иногда она бывает внезапной и горькой. Да, критику сложно воспринимать разумно. Но как мне кажется, всё дело в неумении различать конструктивную критику от задевающей. Давайте разберёмся, как реагировать на чужое мнение и при этом не обижаться.
Что такое критика и какой она бывает?
Критика — экспертное или неконструктивное мнение другого человека о Вас, Ваших действиях, работе, жизни, решениях и т.д. Можно выделить несколько видов критического мнения:
— Справедливое (конструктивное). Исходит от человека-профессионала своего дела, который отлично разбирается в сфере. Например, если психолог сказал Вам, что в отношениях с другом Вы поступили неправильно, то скорее всего он будет прав. Справедливая критика легко закрепляется реальными фактами и теориями.
— Обобщённое. Когда критик на основе одного решения/выполненной задачи высказывает конструктивное мнение. Например, тот же психолог в таком случае может сказать, что отношения со знакомым у Вас токсичные. На деле это может не являться правдой.
— Несправедливое/неконструктивное. Скорее всего, высказывается на основании эмоций, личного отношения и не имеет подтверждений. Пример: знакомый говорит Вам о неправильности Ваших действий, хотя у него самого в той же сфере не всё гладко.
Как принимать критику и отвечать на неё?
Даже конструктивная критика воспринимается нами негативно. Отрицательное мнение вызывает в нас ощущение собственной бесполезности.
Но критика полезна. Она даёт понять, что можно и нужно улучшить. Чтобы безболезненно принять критику и даже получить от неё пользу, нужно:
- Хладнокровно слушать рассказчика, не поддаваться эмоциям.
- Посмотреть на ситуацию со стороны критика. Внимательно изучить собственный проект или обдумать решение. Понять, что Вам не нравится.
- Спросить мнение других людей. Если Вы критику приняли, но сомневаетесь, то уточните у друзей или знакомых. Это поможет понять, был ли прав критик.
- Подумать, зачем человек критикует. Это его работа? Или он эксперт своего дела? Если это Ваш начальник или заказчик, то точно стоит прислушаться.
- Хорошо разбираться в том, что делаете. Если Вы позиционируете себя, как мастера по сайтам, то развивайтесь в этой сфере. Изучайте новое, проходите курсы, разбирайте непонятные вопросы. Багаж знаний даст возможность сразу определить, конструктивно ли другой человек судит Вас.
- Обсудить с критиком его мнение. Задавайте вопросы. Если человек не объясняет свою позицию и отвечает поверхностно, то скорее всего, его умозаключения основаны не на знаниях, а на чём-то другом.
- Смотреть на свои действия/решения со стороны. Отвлекитесь от мнения другого человека. Разберитесь, как бы Вы отреагировали, если бы с Вами поступили так же или услышали бы такое же решение от другого человека.
Если в процессе разговора с критиком Вы чувствуете, что его мнение обосновано не на профессионализме или желании помочь, то стоит задуматься. Воспринимайте только факты и детали, которые можно проверить или в которых Вы точно уверены.
Попробуйте ответить на критику с юмором. Такой вариант работает даже тогда, когда негативное мнение полезно. А если замечаете нелогичность критики, то обязательно отметьте это для себя и выскажите критикующему.
А на какую критику вообще не отвечать?
Бывает и так, что некоторые люди высказывают своё мнение даже если их не спрашивают или просят помолчать. К сожалению, очень сложно удержаться и не ответить что-нибудь грубое в ответ.
Если к Вам постоянно придираются, недовольны в Ваших действиях практически всегда, то можно прямо спросить у критика: «Что Вас не устраивает?». Скорее всего, Вы получите в ответ нелогичное, необоснованное объяснение, которое защитит чужое эмоциональное мнение.
Ещё один вариант — психологическое упражнение «за стеклом». Суть его довольно простая. Когда Вы выслушиваете очередное нежелательное неконструктивное мнение, представляйте себя в аквариуме. Сделайте вид, что Вы ничего не слышите и только кивайте в ответ.
Помните, что критика бывает полезной. Иногда именно она помогает исправить какую-либо ошибку, улучшить качество работы или принять правильное решение.
А у Вас были ситуации, когда Вы выслушивали критику? Она помогла Вам, или наоборот? Расскажите в комментариях!
Статьи, которые могут быть Вам интересны:
Про наше окружение
Как зарабатывать миллион, находясь в декрете
Если Вам понравилась статья, то подписывайтесь на канал и ставьте лайки, чтобы не пропустить новые материалы!