Найти в Дзене
Антон Сочешков

7 советов, как принимать критику и не обижаться

Оглавление
«Критика необходима, хоть её и сложно принимать. Она выполняет те же функции, что и боль в теле человека: помогает понять, что идёт не так»

(С) У. Черчилль, британский
государственный и политический
деятель 20-го века.

«Молодец, сделал всё верно!» — слова, которые мы ожидаем услышать. Но в реальности не всегда бывает именно так. Человек каждый день принимает замечания в адрес своих действий — критику.

Мы слышим критику в свой адрес каждый день.
Мы слышим критику в свой адрес каждый день.

Иногда она бывает внезапной и горькой. Да, критику сложно воспринимать разумно. Но как мне кажется, всё дело в неумении различать конструктивную критику от задевающей. Давайте разберёмся, как реагировать на чужое мнение и при этом не обижаться.

Что такое критика и какой она бывает?

Критика — экспертное или неконструктивное мнение другого человека о Вас, Ваших действиях, работе, жизни, решениях и т.д. Можно выделить несколько видов критического мнения:

— Справедливое (конструктивное). Исходит от человека-профессионала своего дела, который отлично разбирается в сфере. Например, если психолог сказал Вам, что в отношениях с другом Вы поступили неправильно, то скорее всего он будет прав. Справедливая критика легко закрепляется реальными фактами и теориями.

Справедливая критика полезна, так как даёт понять, что можно улучшить.
Справедливая критика полезна, так как даёт понять, что можно улучшить.

— Обобщённое. Когда критик на основе одного решения/выполненной задачи высказывает конструктивное мнение. Например, тот же психолог в таком случае может сказать, что отношения со знакомым у Вас токсичные. На деле это может не являться правдой.

— Несправедливое/неконструктивное. Скорее всего, высказывается на основании эмоций, личного отношения и не имеет подтверждений. Пример: знакомый говорит Вам о неправильности Ваших действий, хотя у него самого в той же сфере не всё гладко.

Как принимать критику и отвечать на неё?

Учитесь принимать критику.
Учитесь принимать критику.

Даже конструктивная критика воспринимается нами негативно. Отрицательное мнение вызывает в нас ощущение собственной бесполезности.

Но критика полезна. Она даёт понять, что можно и нужно улучшить. Чтобы безболезненно принять критику и даже получить от неё пользу, нужно:

  1. Хладнокровно слушать рассказчика, не поддаваться эмоциям.
  2. Посмотреть на ситуацию со стороны критика. Внимательно изучить собственный проект или обдумать решение. Понять, что Вам не нравится.
  3. Спросить мнение других людей. Если Вы критику приняли, но сомневаетесь, то уточните у друзей или знакомых. Это поможет понять, был ли прав критик.
  4. Подумать, зачем человек критикует. Это его работа? Или он эксперт своего дела? Если это Ваш начальник или заказчик, то точно стоит прислушаться.
  5. Хорошо разбираться в том, что делаете. Если Вы позиционируете себя, как мастера по сайтам, то развивайтесь в этой сфере. Изучайте новое, проходите курсы, разбирайте непонятные вопросы. Багаж знаний даст возможность сразу определить, конструктивно ли другой человек судит Вас.
  6. Обсудить с критиком его мнение. Задавайте вопросы. Если человек не объясняет свою позицию и отвечает поверхностно, то скорее всего, его умозаключения основаны не на знаниях, а на чём-то другом.
  7. Смотреть на свои действия/решения со стороны. Отвлекитесь от мнения другого человека. Разберитесь, как бы Вы отреагировали, если бы с Вами поступили так же или услышали бы такое же решение от другого человека.
Принять критику несложно, если следовать нашим советам :)
Принять критику несложно, если следовать нашим советам :)

Если в процессе разговора с критиком Вы чувствуете, что его мнение обосновано не на профессионализме или желании помочь, то стоит задуматься. Воспринимайте только факты и детали, которые можно проверить или в которых Вы точно уверены.

Попробуйте ответить на критику с юмором. Такой вариант работает даже тогда, когда негативное мнение полезно. А если замечаете нелогичность критики, то обязательно отметьте это для себя и выскажите критикующему.

А на какую критику вообще не отвечать?

Критика иногда недостойна Вашего ответа.
Критика иногда недостойна Вашего ответа.

Бывает и так, что некоторые люди высказывают своё мнение даже если их не спрашивают или просят помолчать. К сожалению, очень сложно удержаться и не ответить что-нибудь грубое в ответ.

Если к Вам постоянно придираются, недовольны в Ваших действиях практически всегда, то можно прямо спросить у критика: «Что Вас не устраивает?». Скорее всего, Вы получите в ответ нелогичное, необоснованное объяснение, которое защитит чужое эмоциональное мнение.

Ещё один вариант — психологическое упражнение «за стеклом». Суть его довольно простая. Когда Вы выслушиваете очередное нежелательное неконструктивное мнение, представляйте себя в аквариуме. Сделайте вид, что Вы ничего не слышите и только кивайте в ответ.

Аквариум, или "за стеклом" - эффективное упражнение.
Аквариум, или "за стеклом" - эффективное упражнение.

Помните, что критика бывает полезной. Иногда именно она помогает исправить какую-либо ошибку, улучшить качество работы или принять правильное решение.

А у Вас были ситуации, когда Вы выслушивали критику? Она помогла Вам, или наоборот? Расскажите в комментариях!

Статьи, которые могут быть Вам интересны:

Про наше окружение

Как зарабатывать миллион, находясь в декрете

Если Вам понравилась статья, то подписывайтесь на канал и ставьте лайки, чтобы не пропустить новые материалы!