Для начала немного теории: брачные объявления стали возможны в принципе, при смене эпох - от традиционного (патриархального) уклада к эпохе модерна. Именно тогда постепенно стал меняться смысл семьи и брака - от чисто утилитарного продолжения рода (род - именно в широком смысле этого слова) к взаимовыгодному союзу.
В традиционном браке женщина была объект, но отнюдь не субъект союза. Сговаривали молодых большаки рода, не спрашивая никакого согласия ни жениха, ни невесты. Как только женщина постепенно стала восприниматься тоже субъектом брачного союза, начали появляться и первые брачные объявления, которые свидетельствовали, что мужчина и женщина получили свободу от рода (клана) в выборе партнёра для семейных отношений. Коллективное стало заменятся индивидуальным.
Честь зачинателя традиции публикации брачных объявлений принадлежит Британии (пока что, наверняка нечто подобное было как минимум в Риме и Китае). История не донесла о нас ни имени, ни возраста, ни социального статуса, ни мотивов той леди, что решилась на опубликование под псевдонимом платного объявления подобного рода в респектабельном купеческом издании "Как улучшить хозяйство и торговлю". Сие событие произошло 21 августа 1661 г.
Конечно, от защитников нравственности и блюстителей устоев попало и реактору, и смелой женщине, которую хотели сопроводить в Бедлам, знаменитый сумасшедший дом.
Ну вот, скажут, у НИХ - XVII век, а У НАС - письмо Татьяны к Онегину, где она себя предлагает, - XIX век. Вот непруха, опять в отстающих!
Погодите! Не спешите с выводами. Патриархальность Средневековой Руси далеко не так однозначна, как мы думаем.
Вот такие недвусмысленные любовные записки посылали молодые барышни свои избранникам:
Девушка весьма эмоционально, даже с обидой пишет молодому человеку:
Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю (или: в это воскресенье) ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался ... Никогда тебя не оставлю или хочешь ли, чтобы я тебя оставила? Если даже я тебя по своему неразумию задела, и если ты начнешь надо мною насмехаться, то судит (тебя) Бог и моя худость...
А вот уже мужчина делает своей возлюбленной брачное предложение:
От Микиты к Анне. Пойди за меня — я тебя хочу, а ты меня; а на то свидетель Игнат Моисеев
Берестяная грамота № 377, датированная концом XIV века.
Обратите внимание: никаких свах, никаких родителей, к которым по идее должен обращаться жених (никак не непосредственно к невесте). Лишь свидетель со стороны жениха. Может тут тайный брак? Русские Ромео и Джульетта?
Барышня приглашает парня на свидание:
Текст:
Будь в субботу ко ржи или подай весть
Грамота датирована XIII веком. Без излишней скромности и жеманства, присущего обществу Нового времени. Сразу Есенин вспоминается:
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
Хмельному от радости пересуду нет.
Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,
Унесу я пьяную до утра в кусты.
Достали из новгородской земли и настоящий любовный приворот:
...так пусть разгорится сердце твоё и тело твоё, и душа твоя ко мне и к телу моему, и к виду моем
датирована 1400-1410 гг.
А мы тут рассуждаем о патриархальности. Такие тексты в седой древности могли писать только свободные, полные достоинства и уверенности в себе, умеющие пылко любить и, заметьте, ГРМОТНЫЕ люди. Вот такие они были, наши пращуры!
В следующем выпуске поговорим об извечном конкуренте Одессы на юге России, Ростове, и его "Брачной газете". Итак: