941 подписчик

Куда идут деньги с оплаты транспортного налога владельцами авто

Любой автовладелец, исправно выплачивающий транспортный налог, вполне справедливо может задаться вопросом: а куда, собственно, уходят эти деньги, которые я плачу?

1-е, что приходит в голову: после оплаты налога деньги идут в казну государства и регионов, а также конкретно на улучшение дорог.

Так ли это? Давайте рассмотрим.

В 2003 г. были упразднены дорожные фонды, которые получали с граждан целевые выплаты.

Слово «целевые» говорит само за себя: тратить полученным таким образом средства можно было строго на определенные цели. А конкретно: на строительство и ремонт автомагистралей, развитие транспортной инфраструктуры и т. п.

Эти фонды не только собирали поборы дорожный налог, но и контролировали расход средств.

Упразднение дорожных фондов привело и к смене налога.

Прежде всего, он стал называться транспортным.

Также было постановлено, что деньги от оплаты налога должны идти в бюджеты соответствующих регионов; ст. 14 Налогового кодекса РФ транспортный налог назван региональным. Соответственно, он поступает в региональный же бюджет, а государство при этом утверждает общие правила и лимиты.

Конкретные особенности регулирования оплаты транспортного налога можно посмотреть и в таких действующих статьях Налогового кодекса РФ:
ст. 44 – перечень ситуаций, при которых прекращаются обязанности по уплате налога, а также сбора, страховых взносов;
ст. 83 – особенности контроля организаций и граждан при оплате налога (в частности, относительно представления декларации);
ст. 358 – перечень объектов, за которые нужно платить транспортный налог;
ст. 363 – порядок и срок перечисления налога;
и др.

Кстати, в силу ст. 56 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты субъектов РФ транспортный налог зачисляется на все 100%.

Сами же регионы были наделены правом устанавливать размер налога и расходовать полученные деньги (разумеется, исходя из правил, утвержденных федеральным законодательством).

Размер налога в конкретном регионе зависит от многих обстоятельств: состояния социальной сферы в этом регионе, величины зарплаты населения и цен на автомобили здесь…

По сути, получается, что доходы от транспортного налога могут пойти куда угодно – хоть на ремонт дорог, хоть на проведение праздника.

С одной стороны, это, в принципе, хорошо: ведь в любом регионе могут быть собственные проблемы, на решение которых требуются средства, и взять эти средства можно как раз с оплаты налога – вот и замечательно, что такие резервы вообще имеются.

Так, в Уфе местные власти вполне официально озвучивают такой канал распределения дорожных средств, как строительство социальных объектов (поликлиники, детские сады и проч.).

Или вот в Чувашии эти средства переводят на выплату пособий на детей и представителей нуждающихся категорий.

В принципе, тут средства хоть не «в никуда» идут, а на полезные дела.

С другой стороны, вообще любая гибкая система распределения средств может стать слишком гибкой, ответвившись не в ту сторону…

Фото с Яндекс-подборок
Фото с Яндекс-подборок

С третьей стороны, далеко не всегда состояние дорог у нас отменное. Так не будут ли нелишними деньги, которые и так собираются изначально на дорожные цели?

СМИ описывают конкретный пример Волгоградской области.

Как и до сих пор в некоторых субъектах РФ, здесь тоже есть свой специальный дорожный фонд. В частности, в 2014 г. на нужды, далекие от транспортных, из этого фонда было взято более 2 млрд руб. В дальнейшие годы дела практически не изменились. И сейчас дефицит бюджета данного фонда насчитывает ни много ни мало – около 8 млрд руб.

Ничего себе так цифры?

В целом можно сказать, что траты денег от оплаты транспортного налога на решение проблем в другие сферах могут быть полезными, только если этот процесс тщательно отслеживается и проходит не в ущерб дорожной ситуации.

P. S. На близкую тему читайте статью «Сколько денег получают регионы после оплаты водителями штрафов ГИБДД и на что идут эти деньги?».