Давно хотела написать небольшой материал для ознакомления читателей с таким понятием, как личность.
Слово хорошо известно и используется, но вот понимает каждый под ним что-то своё.
Поэтому стоит посмотреть, как личность определяется научным сообществом.
Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Разберём то, из чего складывается личность:
▪️ Динамические параметры личности.
Это ее потребности, интересы, склонности, идеалы и ценности, а также установки.
Потребности это то, без чего нормальное функционирование человеческого тела невозможно. У любого человека есть множество различных потребностей, как врожденных (потребности в пище, безопасности и др.), так и приобретенных (потребность в труде, общении, интеллектуальные и эстетические потребности и др.). Когда потребность актуализируется возникает некоторое внутреннее напряжение, его иначе можно назвать влечением.
Интересы — человек сосредоточен на некой потребности, хочет ее точнее понять и разобрать.
Склонность — направленность на определенный вид занятий, потребность в каком-либо определенном виде деятельности. Идеалы личности это представления человека о долге, обязанностях, нравственных принципах.
Личностные ценности это то, что для человека ценно и связано со смыслом жизни.
Установка это готовность к деятельности, которая отражает отношение его к проблемам и явлениям реальности.
Значимым элементом личности являются способности.
▪️ Темперамент.
Он характеризует силу и подвижность нервных процессов и проявляется такими свойствами, как впечатлительность и импульсивность. Впечатлительность — это глубина и прочность следов внешних воздействий на психику. Импульсивность характеризует ту степень легкости, с какой возникающие побуждения к деятельности реализуются в поведенческие акты.
▪️ Характер.
Это сложившиеся и устоявшиеся навыки поведения, то, что определяет стабильность и характер поступков человека в той или иной ситуации.
То, что описано выше, представляет структурный подход к пониманию личности.
Существуют ещё несколько теорий понимания из чего состоит личность, базовых всего три:
Глубинная психология (психоанализ 3. Фрейда, аналитическая психология К. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, эпигенетическая теория Э. Эриксона, др.). Здесь все базируется на том, что развитие личности определяется исключительно биологическими факторами, врожденными динамическими тенденциями и влечениями.
Психологические теории, в которых личность рассматривается как внутренняя структура, формирующаяся под в результате обучения или социальных условий — это бихевиоризм и социально-психологическая модель личности. Смотря с этой стороны личность можно формировать в любом направлении и проблема заключается только в том, какими должны быть необходимые для этого внешние воздействия.
Гуманистическая психология (В. Франкл). Основной тезис в этом подходе ней связан с тем, что главное в личности это духовное начало и человек создает себя сам.
В целом, структуру личности можно представить в виде иерархии уровней:
- Биологический - врожденные и формирующиеся в первые месяцы жизни качества такие, как: типы телесной конституции, психомоторики и психосоматического реагирования; влечения, темперамент, задатки, общее отношение к себе и внешнему миру (экстраверсия или интроверсия), аффективная установка, эмпатия, активность, контактность и способность к формированию привязанностей.
- Индивидуально-психологический - внимание, память, мышление и т. д.
- Социально-психологический - лидерство, конформность, способность к сотрудничеству, партнерству, ролевое поведение.
- Духовного - представления человека о ценностях и идеалах, стремление к самоактуализации, смыслу жизни.
Личность проходит несколько этапов в своем развитии и на каждом этапе приоритет отдаётся одному из уровней организации личности.
Например, в первые месяцы жизни ребёнка на первом месте оказываются биологический уровень. Дальше вперёд выходит эгоцентризм индивидуально-психологического этапа, где влияют не только врожденные качества, но и ближайшее окружение, в первую очередь семья. Третий этап позволяет сформировать отношения с социумом, в котором находится личность, ну и завершает формирование четвертый этап, где человек осмысливает жизненные ценности и цели.
Индивидуальное развитие может завершиться на любом этапе и тогда сформируется незрелая личность в определенном отношении. Более того, в некоторых случаях может наблюдаться регресс личности и могут проявиться различные синдромы (о некоторых я уже писала) — Диогена, Плюшкина. В психологическом плане регрессия это способ защиты личности от внешних шоков, с которыми она не справляется.
Если у вас есть вопросы, которые Вы готовы задать психологу и повысить качество своей жизни, то обращайтесь к нам:
Сообщество Психология для жизни
https://vk.com/public216370453