Если вы работаете в столице, то 13% заработка отдаете городу в виде налога. В городской бюджет также идут доходы от аренды, которую платят магазины, клубы, мастерские. Коммерческий же сектор закладывает налоги в цену своих товаров. Всего в 2021 году москвичи выплатили в городской бюджет около 2 трлн рублей. Кто и в чьих интересах распоряжается этими деньжищами, объясняет бывший муниципальный депутат Денис Жилин.
Департаментный монстр
Практически всем бюджетом Москвы распоряжается Правительство Москвы. Деньги распределяются по департаментам Правительства. Департаменты распоряжаются городской собственностью, дорогами, почти всей территорией города, назначают руководство поликлиник, школ, библиотек, принимают решение об их открытии и закрытии.
Формально бюджетные деньги распределяет по департаментам Московская городская Дума. Однако большинство в ней принадлежит представителям Единой России, которые принимают решения в соответствии с запросами Правительства, а не налогоплательщиков.
В результате проблемы москвичей не решаются. Вот простой пример.
В Можайском районе остро не хватает поликлиник. При этом до недавнего времени в районе пустовало здание бывшей медсанчасти №59, которое можно было отремонтировать и использовать как поликлинику. Однако департамент здравоохранения передал его в управление департамента имущества, который продал здание под коммерческий дом престарелых. А на обращения о восстановлении поликлиники присылал отписки «медицинская помощь оказывается в полном объеме» (что неправда).
Могут ли что-то в этой ситуации сделать жители района? Ничего.
Департамент строительства возводит эстакаду на Можайском шоссе, полностью игнорируя мнение жителей. Департамент информационных технологий вводит систему тотальной слежки за налогоплательщиками на их же деньги. Департамент образования выдумывает критерии оценки качества образования, полностью игнорирующие как школьников, так и родителей. А обращения жителей всего лишь запускают механизм генерации отписок и перебрасывания ответственности между департаментами.
Район в Москве
На уровне района существует Совет депутатов муниципального округа и Управа района. Совет — это орган местного самоуправления, а муниципальный округ — территория местного самоуправления. Управа — орган Правительства Москвы (одно из щупалец департаментного монстра), а район — территория управления Правительства Москвы. Границы муниципального округа и района совпадают.
Муниципальный Совет — один из немногих органов, избираемых гражданами (11 сентября 2022 года его перевыборы). Будучи выборным органом, именно он должен бы управлять всеми процессами на территории района? Нет. Совет не назначает ни одно должностное лицо в округе, а весь его годовой бюджет составляет около 25 миллионов рублей. Большая часть бюджета идет на обеспечение функционирования Совета, а остальные расходы жестко нормируются городскими актами. Реально депутаты имеют полномочия контролировать капитальный ремонт и согласовывать часть средств Управы на благоустройство. Ни открытие или закрытие поликлиник, ни строительство, ни маршруты транспорта Советом не согласовываются.
Управа. В списке ее полномочий около ста пунктов. Но почти все они формулируются как «участвует», «содействует», «вносит предложения». Поэтому самостоятельность действий управы минимальна. Самостоятельно она организует проведение выборов, осваивает некоторые средства на благоустройство и до недавнего времени проводила публичные слушания. Бюджет управы больше, чем бюджет Совета депутатов (например, на автотранспорт для главы управы нашего района в 2021 г. потрачено больше 2 млн рублей). Часть денег идет на функционирование управы, а часть — на благоустройство и «социально значимые мероприятия» (читай, подачки), типа «новогодней елки главы управы» или продуктовых наборов льготникам. При этом штат сотрудников управы больше, чем штат Совета депутатов, и сотрудники управы работают на постоянной основе.
Что же реально делает управа, если бюджета у нее почти нет, а сотрудники есть? Во-первых, главы управ каким-то образом оказываются руководителями районных отделений партии Единая Россия (и при этом назначаются на должность мэром). Во-вторых, в управах имеется отдел по работе с населением, хотя это не управа должна «работать с населением», а налогоплательщики контролировать управу. То есть по факту управа всего лишь реализует интересы департаментного монстра в конкретном районе. В частности, «организуя» публичные слушания и выборы.
ГБУ «Жилищник»
ГБУ «Жилищник Можайского района» — организация, которая обеспечивает предоставление жилищных и коммунальных услуг, а также содержит, благоустраивает и ремонтирует территории общего пользования. Для этого «Жилищник» собирает с нас коммунальные платежи и получает бюджетные средства. Но если вы думаете, что, платя «Жилищнику» деньги, вы имеете на него какое-то влияние, то заблуждаетесь. Глава «Жилищника» назначается префектурой, одним из подразделений Правительства Москвы. В результате качество услуг «Жилищника» во многих случаях оставляет желать лучшего (помните вонючую краску, которой он красит подъезды?). А еще сотрудники «Жилищника» по факту занимаются всякими делами департаментного монстра, например, развешивают агитационные материалы одних кандидатов в депутаты и уничтожают листовки других.
Формально у собственников есть влияние на ГБУ «Жилищник». Так, «Жилищник» обязан заключать с собственниками договор управления (не более, чем на 5 лет), в котором прописаны механизмы контроля со стороны собственников. По факту он этого не делает. Но его можно заставить это делать через механизм общего собрания собственников, о чем будет отдельная статья в следующем номере.
Всю эту систему, которая безотчетно распоряжается средствами налогоплательщиков в непонятно чьих интересах, нужно менять в корне. Нужно строить реально и честно работающую систему народного представительства. Нужно передавать значительную часть бюджета и полномочий на муниципальный уровень. Нужно, наконец, налаживать систему обратной связи между налогоплательщиками и органами власти. Здесь в роли «спящей почки» могут выступать советы муниципальных депутатов. Но без активной позиции налогоплательщиков, то есть Вас, дорогой читатель, это сделать будет невозможно.