"Вишневый сад" — самое сокровенное произведение А.П. Чехова. Оно написано в последний год жизни автора, и его, на мой взгляд, можно рассматривать как завещание, его послание нам, потомкам. Каждый из нас по-своему воспринимает прочитанное, и по-разному играют свои роли и актеры. В конечном итоге всякий, прикоснувшийся к этой пьесе, волен распорядиться судьбой персонажей, а если говорить шире, — то и своей судьбой и судьбами других... "Вишневый сад" заканчивается стуком топора, а что будет потом? Как будут жить дальше его участники? Антон Павлович предоставляет право читателям и зрителям самим подумать об этом.
Петя Трофимов в одном из монологов говорит: "Вся Россия — наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест." Почему эти главные слова Чехов вложил в уста "вечного студента"? Почему никто другой их произнести не может?
Все остальные персонажи несут на себе груз уходящего века, уходящей России. Они запутались в жизни, надломлены ею и подавлены... И даже Лопахин. Он тоже не доволен происходящим. И странное дело — в пьесе нет отрицательных героев, да и положительных тоже нет. Люди — как люди, со своими слабостями и недостатками. Раневская и Гаев в чем-то напоминают Обломова. Да-да! Именно той русской чертой, которая зовется ленью. Они хорошие собеседники, двигаются, произносят фразы — но ничего не делают. Они добры, чутки, но ничем не заняты.
"О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. Весь, весь белый! О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!" — все это Любовь Андреевна говорит совершенно искренно... Но когда Лопахин предлагает план спасения родного имения, она не предпринимает никаких действий.
Лопахин же, в отличие от Раневской, — человек дела. Его цель —обогащение. Он не жалеет сил, чтобы приумножить свое богатство. Чехов, работая над произведением, старался всячески облагородить его образ. Лопахин искренне хочет помочь, предлагает разбить сад на участки и отдавать в аренду. Он чувствует сам свою огромную силу, которая требует приложения и выхода. Но и он не доволен жизнью, ему не нравится то, чем он занимается:
"Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь… Музыка, играй!.. О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь".
Лопахин — удачливый делец, но с душой артиста. Когда он говорит о России, это звучит как признание в любви. Его слова напоминают гоголевские лирические отступления в «Мертвых душах». Самые проникновенные слова о вишневом саде в пьесе принадлежат именно Лопахину: «Имение, прекрасней которого нет на свете». И именно он уничтожает эту красоту! Как актуально звучит: «Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!». Вот он и пришел... новый хозяин России! Он за все может заплатить... Как страшно и жутко!
Ни у кого из героев нет ощущения радости жизни, нет душевного подъема, вдохновения и нужности кому-нибудь. Они живут сами по себе, заняты только собой. Много говорят —и только! И как подтверждение всему этому — оставленный в закрытом доме старик, верой и правдой служивший своим господам. "Жизнь-то прошла, словно и не жил. Эх, ты, недотёпа!" — говорит Фирс.
И в этой комедии (автор так определил жанр) Чехов обобщил все то, о чем он говорил раньше в других произведениях. Следуя жанру, ввел комические сцены, но они не вызывают у нас смех, а только слабую улыбку. Видимо потому, что в персонажах, как в зеркале, мы видим самих себя. И Епиходовы, и Симеоновы-Пищики, и Шарлотты... — никуда не делись. Они здесь! С нами...
Самое главное, что хотел сказать автор, он вновь вложил в уста Пети Трофимова:
"Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом."
Вот и ответ! Вот то завещание, которое оставил нам Чехов. Но будут ли следовать ему люди и сам Петя — неизвестно. Как хочется в это верить!
Современная пьеса! Про наши дни... Много говорим, мало делаем. Разобщены, заняты своими проблемами, думаем только о себе... А рядом подрастают наши дети. Какое будущее будет у них? Читайте Чехова, друзья! Читайте классику! В этом спасение!