За последнее десятилетие мир охватил кофейный мейнстрим) Мой день всегда начинается с чашки кофе, уже и не мыслю, как жила без него! А ваш?)
Оказывается у крымских татар в Крыму кофейни были уже в XVI веке! Давайте узнаем, что же они из себя представляли?)
Кофейни в городах Крымского ханства - Бахчисарае, Гезлёве (Евпатории), Кафе (Феодосии), Солхате (Старом Крыму), Карасубазаре (Белогорске), были чем-то большим, нежели заведениями общепита, как сегодня принято считать. Это были особые общественные места - клубы, где за чашкой кофе вели беседу, играли в шахматы, курили трубку или просто созерцали мир (последнее - мое любимое занятие в кофейнях, вот оно откуда проявилось).
В кофейнях Крыма было многолюдно, но спокойно. Шуметь было просто не этично, ведь можно прервать думы человека за соседним столиком! А на столиках были специальная посуда кофейни: фельджаны, джезве, табакълар.
Вот что писал о кофейне в Бахчисарае русский путешественник XIX века Павел Свиньин: «В какую пору ни войдёшь в неё, она всегда наполнена народом; но при всём том не слышно ни малейшего шуму. Объясняются по большей части телодвижениями, медленным наклонением головы, отрывистым пеки, йок (хорошо, нет), вырывающимися из уст шахматных игроков и безмолвных зрителей их искусства. Иногда только учёный татарин, оставляя кофейню, произносит стихи из Алкорана, или в каком-нибудь углу сказочник убаюкивает нескольких сибаритов волшебными небылицами, того ещё реже раздаются тихие, нескладные лютни. Или резкий голос хозяина кофейни, который, обнося кофе, повторяет джаба (безденежно), был заплачен тайком за все угощения кем-нибудь из посетителей, возложившим на себя, по благочестивому усердию, сей гостеприимный обет. В противном случае всякий татарин кладёт в сундук 5 копеек за чашку кофе без сахара, а гривну- с сахаром, так что хозяин и не заботится о верности уплаты. Это черта честности всего народа».
Бывали в кофейнях Бахчисарая и тематические вечера! Иногда заходил народный сказитель и читал старинные и собственные дистаны, нередко представления устраивал театр теней — этот вид искусства пришел в крымскую кофейню из соседней Османской империи. Реже раздавались тихие звуки саза или лютни.
Бывало такое, что во время вечерних посиделок хозяин кофейни объявлял несколько раз, что подает кофе бесплатно! Это означало, что за всех платит тайно какой-то постоянный посетитель кофейни)
Если щедрый посетитель не находился, то после посещения кофейни каждый при выходе клал деньги за кофе и сладости в специальный сундук. Никаких счетов от официанта. Всё было на доверии.
После присоединения Крымского ханства к России актуальность кофеен не была утрачена. Напротив, эта изюминка была популярна среди путешественников. Появилось несколько картин и гравюр художников с кофейнями, в частности иностранных работ. Обратите внимание, что на этих картинах одни мужчины.
Женщины тоже пили кофе. Но дома или у соседки в гостях)
Кстати, не верхней иллюстрации Байдары - небольшое поселение, деревня. В таких местах кофейни устраивали сезонными и на открытом воздухе с просторными террасами.
Также на картинах мы можем увидеть интерьеры кофеен.
Обычно это была одна или несколько просторных комнат, по периметру окруженных небольшими квадратными отделениями.
Каждое из отделений ограждалось невысокими деревянными балюстрадами, а внутри было убрано коврами, низкими диванчиками с подушками и столиками — «кюрсе» — посередине.
В одном из углов общей комнаты находилась печь. Здесь "бариста" целыми днями готовил кофе, аромат которого распространялся далеко за пределы заведения.
Кофейни были открыты с раннего утра и до поздней ночи, и почти каждая имела, кроме внутренних помещений, и открытую летнюю террасу на улице, где обслуживание и времяпрепровождение были точно такими же. Просто рай кофеманов. Жаль, что только мужчинам можно было ходить туда. Хотя, я думаю, что женщины того времени и не особо хотели.
В XVII веке, по сведениям путешественника Эвлия Челеби, в Карасубазаре насчитывалось 10 кофеен. Со временем их стало гораздо больше, однако популярностью пользовалась большая кофейня при старом постоялом дворе «Таш-Хан».
Во второй половине XVIII века в Акъмесджите (Симферополе) функционировало 12 крупных кофеен.
В 1793 году ученым-энциклопедистом Симоном Палласом было упомянуто о 17 кофейнях — «кофейхане» — в самом только старом Бахчисарае.
Историк Гульнара Абудаллаева поделилась следующей технологией приготовления кофе в симферопольских кофейхане:
"Вначале мастер нагревал джезву, затем сыпал в неё порцию молотого кофе, заливал горячей водой и давал содержимому один раз быстро вскипеть. После этого кофе наливали в маленькую фарфоровую чашечку так, что сверху всегда образовывалась густая пенка. Чашечки — фильджаны — были маленькими, без ручек. Чтобы не обжечься, их вставляли в ажурные металлические подстаканники. Как правило, кофе подавали без сахара, но предлагали к нему всевозможные сладости: халву, пахлаву, розовое или ореховое варенье".
Берите себе на заметку!)
Поход в крымскую кофейню XVIII века был доступен гражданам с любым доходом, как и сейчас. При выходе, как уже отмечалось, они оставляли в сундуке столько, сколько могли.
Несколько интересных фотографий кофеен из музея "Кунсткамера" предлагаю вам рассмотреть ниже.
Со временем традиции кофеен были утрачены, но не забыты. В наше время крымскотатарские национальные заведения очень популярны в Крыму, у многих имеются свои фирменные рецепты кофе! Прошлым летом я впервые попробовала кофе с яичным желтком в Евпатории у Гезлёвских ворот - было необычно.
Обожаю кофе, сваренный в джезве, без сахара и с курабье. А рядом желательно, чтобы была чудная крымская природа и компания) А вы?
Дорогой читатель, благодарю за внимание!
С уважением, гид по Ялте и историк Екатерина Солнце!
Приходите на онлайн-лекцию "Культура крымских татар" 5 февраля 2023 года в 11.00. Подробнее в соцсетях @kathi_crimea , Телеграм - @ekaterina_crimea.
Cтатья была полезна?) Ставьте класс и подписывайтесь)