Найти в Дзене
Adler

Теория добра. Рассказ.

Очень часто говорят: "Кроме вас, ваш ребенок никому не нужен". Что же возможно это так. Но время идет, дети взрослеют, покидают дом, создают свои семьи. И вот тут я хочу добавить, что ситуация меняется. Ведь наши родители, тоже кроме нас детей больше никому не нужны.
Художник Волков Сергей Риксович
Художник Волков Сергей Риксович

Однажды в довольно сильный мороз, один пожилой мужчина вышел из дома. Он долго бродил по улицам, думая над тем, что сделал хорошего и размышляя над тем, кого обидел, что упустил. У него была своя квартира, взрослая дочь, неплохая пенсия на которую действительно можно жить, а не выживать. Он отлично прожил свою жизнь, как считали многие. Однако поздно вечером, так и не вернувшись домой, он лег на одну из лавочек с четким решением умереть.
***

Глава 1.
Разозленная Мила ходила по комнате и громко сетовала на несправедливость, которая творилась в магазине, где она работала. Ее возмущение было обоснованным. Ведь кому понравится, когда покупатель хамит, а начальство отчитывает за это тебя?
Вчера днем Мила сидела за кассой и отпускала людям товар. Наступила очередь молодой женщины, у которой из покупок было только подсолнечное масло.
- Вы отливаете. Я точно знаю. - Сказала она Миле, которая собиралась отсканировать штрихкод, - не надо пробивать.
- Что делаю?
- Говорю, что вы масло отливаете, - повторила женщина и так выразительно посмотрела, что сразу стало понятно – будут проблемы. – Интересно, а вам стыдно за это? Мне вот просто в глаза вам посмотреть хочется, может совесть появится.
- Куда отливаю? – Не поняла ее Мила.
- Ну не знаю, - задумчиво протянула женщина, - наверное в свою бутылку.
- С чего вы взяли? – С такой претензией Мила сталкивалась в первый раз.
- Вот смотрите, - женщина выхватила из рук кассира бутылку с маслом и обвела пустое пространство. – Видите, вот это недолито. Вы думаете люди совсем глупые не понимают, что к чему? Может другие молчат, но я буду говорить! Зачем вы это делаете?
Мила растерялась лишь на мгновение. Она посмотрела на литровую бутылку масла и перевела глаза на женщину.
- Так там написано, что масла в бутылке 0,9, а не литр, как было раньше.
Теперь растерялась покупательница, она посмотрела на бутылку и увидев, что Мила права, поджала губы. Какое-то время стояла молча. Возле кассы начала образовываться очередь.
- Вы будете покупать товар? – Спросила Мила, чтобы как-то поторопить женщину.
- Нет. Зачем мне товар, который вы уже вскрывали? – Решила настоять на своем покупательница.
- Я ничего не вскрывала... Посмотрите внимательнее, крышка ведь не вскрыта и...
- Ты еще и хамишь, - возмутилась покупательница, видимо из-за того, что ей посоветовали посмотреть «внимательнее». Но зачем ей смотреть, ведь она и так поняла, что была не права. - Дуру из меня сделать хочешь.
- Дуру из себя делаете вы сами. – Вспылила Мила.
- Я буду жаловаться на вас, - покупательница посмотрела на бейджик Милы.  - Завтра ты здесь работать уже не будешь, - и бросив бутылку с маслом в сторону ушла из магазина.
Вчера же вечером Мила вернувшись с работы рассказала все мужу. Никита работал в одном магазине с женой, но у него был выходной. Выслушав жену, он посоветовал не обращать внимание на эту ситуацию. Что же в первый раз они сталкиваются с откровенно неадекватным и необоснованным поведением покупателя? Теперь из-за каждого нервничать? Более-менее успокоившись Мила решила больше не думать о произошедшей ситуации, но рано утром позвонила директор и отчитала ее. Главным аргументом директрисы было то, что Мила не имела права хамить в ответ, поэтому ей назначили штраф и пригрозили уволить по статье, если история повторится. Такая несправедливость настолько разозлила Милу, что она никак не могла успокоиться.
- Почему покупатель думает, что увольнение кассира станет катастрофическим событием в его жизни? Это даже смешно.
Никита посмотрел на жену, затем вновь уткнулся в экран монитора.
- Что ты там такое важное читаешь, что мои переживания для тебя пустой звук? – Спросила Мила.
- Я читаю самые необычные теории о нашем мире, - ответил Никита, не отрываясь от экрана.
- Нашел время!
- Есть одна теория, что мы перерождаемся с внешностью тех людей, которых любили в прошлом, правда интересно?
Мила остановилась и тяжело вздохнула, затем посмотрела на мужа. Никита, почувствовав взгляд, посмотрел на Милу.
- Это значит, что в следующей жизни я буду выглядеть, как ты. – Произнес он.
- Глупости, - ответила Мила. – В первый раз о таком слышу. Ты лучше скажи, что делать будем? Я не хочу работать под дулом пистолета, дрожа из-за того, что за любое неосторожное слово меня могут или оштрафовать или уволить. И так вычитают деньги из зарплаты за краденые товары.... Еще неадекватных покупателей потерпеть можно, благо их не так много, а вот неадекватную директрису нет сил терпеть.
- Можно уволиться, - сказал Никита, пожав плечами.
- Можно, конечно, - Мила присела на диванчик, - только, если я уволюсь на что мы жить будем?
Никита повернулся обратно к компьютеру, словно не слышал слов жены. Денежная тема была острой в их семье. Почти вся его зарплата уходила на то, чтобы снимать эту квартиру, продуктами обеспечивала их Мила.
Был вариант жить с родителями. Но что-то как-то не хотелось быть под вечным надзором и гнетом, выслушивать пустые претензии и подчиняться капризам старшего поколения. Изначально отношения не сложились ни у Никиты с тещей, ни у Милы со свекровью. Взрослые женщины не одобряли этот брак, считая, что дети не должны жениться. Никите, когда он сделал предложение, только исполнился двадцать один год, Миле же было всего двадцать.
«Погулять надо, а не в семейную кабалу влезать. Потом удивляемся почему такой большой процент разводов по стране», - высказалась мать Никиты.
«Учиться нужно, да думать о будущем. А не за первые штаны выскакивать замуж», - своеобразно согласилась мать Милы.
Но родители это родители, не им проживать жизнь за Никиту и Милу. Тем более не такие уж они и маленькие. Сами разберутся, как быть дальше и что им делать. Они то себя детьми не считали.
- Есть еще одна теория, - сообщил Никита, - говорят, что мы проживаем одну и ту же жизнь бесконечное число раз. И все в этих жизнях повторяется до мелочей.
- Не верю, - ответила Мила.
- А я и не говорю, что так есть на самом деле, просто одна из теорий.
- Если бы мы проживали одну и ту же жизнь бесконечно, то какой вообще смысл жить и что-то делать? Ведь все повторяется.
- О! – Воскликнул Никита, - вот это уже интереснее... - Никита замолчал, уставившись в экран компьютера.
- Давай лучше подумаем, как быть дальше... Я уже устала от всего, - вздохнула Мила, - неужели мама была права...
- Подожди, - перебил ее Никита.
Мила бросила недовольный взгляд на мужа.
- Лучше бы подумал вместе со мной, а не развлекал себя глупыми придуманными теориями.
- Эта теория похожа на предыдущую, но более логичная. Говорят, что одна душа проживает семь миллиардов жизней на земле. То есть ты это я, но только в другой жизни. Если я делаю плохо тебе, то делаю плохо себе самому и в следующей жизни я это прочувствую.
Мила устало вздохнула и встала с дивана.
- Я пошла котлеты жарить. Ты тоже заканчивай заниматься ерундой и сделай что-то полезное.
- Подожди, - Никита наконец-то оторвался от компьютера и посмотрел на жену, - ты только представь, как это работает.
- Что работает?
- Теория, ну. Если ударил незнакомого человека, то получается ударил самого себя. Помог нищему дав денег, значит помог как бы самому себе.
- И ты в это веришь? – Мила наклонила голову.
- Не то, чтобы верю... Просто в этом что-то есть. Но вот если бы в это поверили все, то думаю мир изменился бы. Никто не стал бы вредить самому себе, все старались бы друг другу помочь. А может в этом и заключается смысл нашей жизни, прийти к подобному понимаю и освободиться.
- Освободиться от чего? Ты меня пугаешь.
- Ну, не знаю... Должен же быть какой-то смысл и итог.
- Делать хорошие дела надо не потому что, а вопреки, - сказала Мила и вышла из комнаты.
Никита какое-то время еще сидел и размышлял над теорией, затем выключил компьютер и пошел готовить вместе с Милой ужин.
Чуть позже к ним в гости заглянула подруга Милы. Юля была частым гостем в их съемной квартире. Никите эта дружба не нравилась и когда приходила гостья, он старался уходить из дома. Мила долго не понимала реакцию мужа на Юлю. Но когда Никита признался в причинах, у нее это вызвало смех. А чего не смеяться, ведь муж считал, что Юля с ним флиртует и привлекает к себе его внимание. А этого уж никак не могло быть. Мила знала свою подругу со школы и уж кто-кто, а Юля никогда бы не стала флиртовать с чужим мужем. Даже сама мысль об этом казалась Миле не то что абсурдной, а даже в некоторой мере оскорбительной.
- Может ты уходишь не потому, что она пытается тебя к себе привлечь, а потому что хочется так думать? – Как-то спросила Мила. На вопрос Никита не ответил, зато показательно обиделся и весь вечер не разговаривал.
Поэтому, когда пришла Юля, Никита засобирался.
- Куда торопишься? – Спросила Юля, не успев разуться.
- За хлебом надо, - буркнул Никита.
Юля посмотрела на Милу, а затем рассмеялась.
- Два продавца-универсала в доме, а хлеба нет, - успокоившись сказала Юля, - в прошлый раз, когда я приходила у вас закончилось молоко, а в позапрошлый туалетная бумага. Мне все время казалось, что у людей работающих в сфере торговли дома стол ломиться от его и прочего.
- Ты ошибалась, - ответил Никита и накинув зимнюю куртку, вышел из квартиры. Застегивался уже в подъезде. Может, конечно, он себе и надумал про то, что Юля к нему не ровно дышит. Но до чего же неприятно было с ней находится. То, девушка на него посмотрит и начнет губы кусать. То посмотрит на него, закатит глаза да язык высунет, точно припадок ее схватил. То прикоснется к нему, якобы случайно и захихикает извиняясь. Не нравилась эта Юля и все тут.
На улице был довольно крепкий мороз, усиленный ветром. Никита пожалел, что не надел под куртку что-нибудь теплое. Уже через полчаса он замерзнет, и конечности начнут коченеть. Рук он уже перестал чувствовать.
Мужчина какое-то время побродил по улицам, а затем забежал в первый попавшийся в магазин. Дома действительно не было хлеба, поэтому он взял батон и какое-то время просто ходил между стеллажами. Остановился возле бакалеи, рассматривая товар, а затем начал по привычке поправлять товар. Понял, что делает что-то не то, когда поймал на себе заинтересованный взгляд покупательницы. Видимо действительно нужно в жизни что-то менять, раз он даже сейчас в незнакомом магазине выполняет свои привычные рабочие обязанности.
Никита подошел к кассе, расплатился за хлеб. На выходе его остановил охранник и попросил расстегнуть куртку и вывернуть карманы.
- Я ничего не воровал, - сказал Никита, но послушно выполнил требования. Можно, конечно, было настоять на том, чтобы вызвали полицию или начать возмущаться, как делали это многие покупатели, но не хотелось скандалов. Их и так хватало на работе.
Охранник, убедившись, что Никита ничего не брал, сказал:
- Одна женщина заметила, что вы долго крутились возле стеллажа, что-то там делали. Я не мог ни проверить. Извините.
- Ничего страшного. Уж лучше проверить, чем потом из своего кармана платить.
- Это уж точно. Порой удивляешься чего только не выносят люди из магазинов. Ладно бы там действительно что-то жизненно необходимое, так выносят же дорогой алкоголь, колбасы, даже креветки. Вчера одну поймали, нашу постоянную покупательницу, никогда бы не подумал на нее. – Видимо охранник увидел в Никите собеседника.
- У нас в магазине, как раз постоянные покупатели чаще всего и оказываются ворами.
- Тоже в магазине работаешь? – Удивился охранник.
- Да.
- А чего на нормальную работу не устроился? Вроде молодой.
Никита тяжело вздохнул. Его не раз уже упрекали в том, что он занимается женской работой.
- До свидания, - ответил Никита и вышел из магазина, под удивленный взгляд охранника. До чего же люди бывают нетактичные. Да что там люди... Его родная мать высмеивала, когда узнала, что сын пошел работать в магазин. В представлении мамы видимо Никита сидел за кассой иногда пробивал товар, весело общаясь и сплетничая с людьми. Как-то Никита решил поделиться, что он не только товар пробивает, а выполняет работу грузчика, на котором экономит магазин. Выкатывает тяжелые палеты с товаром, разгружает машину и прочее, прочее. На что мать, не особо хотя вдаваться в такие подробности заявила свой главный аргумент: «Кто на что учился». Спорить было бесполезно, да и ни к чему.
Никита пошел в сторону дома, решив, что прогулки с него достаточно. Ветер уж совсем стал безжалостным, пошел снег и на улице образовалась метель.
Мужчина решил сократить путь через дворы. Не то чтобы Никиту волновала возможность заболеть, скорее было неприятно прогуливаться в такую погоду. Да кому, собственно, приятно, когда снег хлещет по лицу. В такой мороз даже собак на улицу не выбрасывают.
Чтобы как-то сделать дорогу домой не такой мучительной, Никита стал размышлять над теориями, которые сегодня прочел. Если действительно хоть на минутку поверить, что делая зло другому мы делаем плохо самому себе, то как многое бы можно было изменить. Но поразмышлять на эту тему не удалось, внимание Никиты привлек мужчина, который, кажется, уснул на одной из лавочек. Первая мысль была пройти мимо, тем более до дома оставалось совсем немного. И Никита даже прошел какое-то расстояние, но затем остановился. Он представил самого себя на месте этого несчастного. Наверное, он бы не хотел, чтобы его оставили на улице умирать в такой мороз. Кто знает, может этому мужчине сделалось плохо.
Никита вернулся и потрепал мужчину за рукав, тот с неохотой отмахнулся. Руки несчастного уже были не нормального цвета.
- Вы здесь живете? – Спросил Никита. – У вас кажется обморожение. Может вызвать скорую помощь?
Ответа не последовало.
- Я не смогу вам помочь, если вы не будете мне отвечать.
- Уйди, - ответил мужчина.
- Вы где живете? – Вновь повторил вопрос Никита, почему-то чувствуя себя глупо.
- У меня нет дома.
- Пойдемте ко мне. – Спонтанное предложение вырвалось из уст Никиты, однако мужчина зашевелился, пытаясь подняться.
- Правда?
- Да, - ответил Никита, помогая старику встать.
- Я не чувствую рук и ног.
Никита достал телефон из кармана и набрал номер экстренной службы. Он сообщил свой домашний адрес. Затем помог пожилому мужчине встать.
- Идти сможете? – Спросил Никита.
- Попробую, - ответил пожилой мужчина. – Больно.
- Мы пойдем ко мне домой и там будем ждать помощь. Не хочется, чтобы вы в конец обледенели.
Промелькнула мысль о том, как хорошо, что квартира, которую они с Милой снимали, находилась на первом этаже.

_____________________________________________________________________________

Рассказ "Теория добра" Глава 1.

Рассказ "Теория добра" Глава 2.