Найти тему
Реальные истории и мистика

Офицеры - На стройках Байконура было некогда скучать (часть 7)

В августе месяце 1982 года я приехал на Байконур, которому тогда было уже почти 40 лет. Казалось бы, что там уже давно все было построено, чего еще строить, но, на самом деле, строительство на Байконуре шло полным ходом. Меня направили в часть майора Нагорнова, которая располагалась на девятой площадке рядом с городом.

В то время шла настоящая гонка. Американцы планировали запустить Шатл, а у нас в СССР создавали Буран и готовились к его запуску. Спешили, все хотели быть первыми. А еще и полеты в Космос наших космонавтов, а также совместные полеты с иностранцами. Да и для того, чтобы создать и запустить Буран, недостаточно было создать только его. Необходимо было много чего еще построить из вспомогательных объектов. Например, нужно было закончить строительство второй очереди кислородного завода на "Третьем подъеме". Потом, все железобетонные изделия, колонны, фермы, ригеля, плиты перекрытий и так далее, производились на территории Байконура. Солдаты нашей части работали на заводе железобетонных изделий, рядом с которым был еще и асфальтный завод.

Офицер - это не просто должностное лицо силовых структур или профессия

Дни службы любого офицера очень насыщены событиями. И хотя, может показаться, что жизнь военных людей очень однообразна, это совершенно не так. Каждый день происходит что-то новое, но, как правило, на мелкие и незначительные события не обращаешь внимание. Они, сливаются в одно целое, превращая будни в рутину. И все же, ритм жизни людей, служащих в армии, совершенно не такой, как на гражданке. Возможно, что кто-то не согласиться со мной, но я сужу не только по себе и по своим восприятиям армейской жизни. Мне есть с чем сравнивать и сегодня. Также, во время службы в армии бывают и очень яркие события, которые не могут остаться незаметными, особенно те, что волнуют тебя. Как правило, такие события влияют на ход твоей судьбы, поэтому запоминаются на всю оставшуюся жизнь. К счастью или, к сожалению, но у меня их было очень много. Особенно много таких событий было во время службы в войсках, когда мне приходилось командовать ротой военных строителей. В моем подчинении были не только солдаты, но и сержанты, а также прапорщики и офицеры.

Конечно, всегда, когда ломаются твои планы, тебе становится очень обидно. Ты о чем-то мечтаешь, как-то планируешь свое будущее, ставишь перед собой какие-то цели, но однажды все меняется, потому что кто-то вмешивается в твою жизнь. Он силой своей власти изменяет твою судьбу. Но самое обидное не это, а то, когда тебя постоянно пытаются сломать за твою непокорность, за то, что ты не похож на других и не такой, как все. И все же, ты не бесхребетное существо, и в тебе есть что-то такое, что отличает тебя от остальных людей. Это какой-то стержень - основа твоих личных взглядов и суждений, который кто-то пытается переломить или, если не сломать, то хотя бы согнуть его. На гражданке проще, особенно, когда ты уходишь в тень, и сам становишься себе начальником. Над тобой больше нет командиров, и теперь ты сам решаешь, что тебе делать сегодня и завтра. А находясь в коллективе, ты всегда находишься на виду, особенно это заметно в армии.

Первые выпускники ТВВСКУ 1982 года
Первые выпускники ТВВСКУ 1982 года

Но, это все еще в будущем. Сейчас ты еще молодой лейтенант, который только недавно прибыл на службу в войсковую часть. Тут тебя толком еще никто не знает, и пока к тебе только приглядываются. Да, и сам ты еще многого не знаешь о настоящей армейской жизни, о подводных камнях, о которых тебе не рассказывали в училище. Половину из того, чему тебя учили в училище можно забыть сразу, потому что оно тебе никогда больше не пригодиться. Зато, есть то, что следует помнить всегда. Например, есть одно такое армейское правило, которое тоже постоянно нужно помнить. Оно работало до тебя, и будет работать после. Это правило гласит:

  1. Командир всегда прав.
  2. Если командир не прав, то читай пункт первый.

Легко ли быть строителем?

Помните слова Владимира Маяковского, в котором говорится о профессиях, что мамы разные нужны, мамы разные важны? Мне также хочется сказать, что все профессии нужны и все они важны. Значимость какой-либо специальности невозможно занизить или возвысить над другими профессиями, просто каждый человек должен находиться на своем месте и добросовестно выполнять свои обязанности. Например, я всегда считал, что неуспевающих учеников нельзя допускать к работе на должность врача или учителя. Сможет ли двоечник кого-то вылечить или воспитать? Хотя, это касается не только этих двух профессий. Ладно, оставим эту тему, так как речь пойдет о значимости строителей и о строительных специальностях.

Художник картины Марат Иванович Самсонов
Художник картины Марат Иванович Самсонов

Приходилось ли вам когда-нибудь слышать негативное отношение в адрес военных строителей? А я очень часто слышу или читаю подобное.

Стройбат, фу! Лопата, цемент, песок...

Если посмотреть правде в глаза, то ничего бы не было вокруг без строителей. А ведь они делятся не только по профессии, но и по категориям. Например, есть строители, которые строят здания и всевозможные сооружения, но они не занимаются строительством дорог. Это делают совсем другие люди. Например, строительством мостов, железных дорог, метрополитенов и не только перечисленных объектов, занимаются специалисты разных направлений, но все они относятся к категориям строителей. И среди них есть специалисты одинаковых профессий, это каменщики, сварщики, бетонщики, плотники, столяры, штукатуры, маляры и так далее. Все эти специальности всегда были и будут востребованы и у военных строителей.

Любая стройка начинается с подготовки основания, но сначала готовится строительная площадка, где определяются и разбиваются места для проживания строителей, места для складирования материалов, а также для подъездных и подкрановых путей, ну, и так далее.

— Как вы думаете, товарищи курсанты, - спрашивали нас преподаватели в военном училище, - с чего начинается строительство на любой стройке?

Наверное, почти каждый человек найдет хоть пару слов, чтобы ответить на этот вопрос, даже, если он не является строителем. Курсанты начинали говорить свои варианты ответов. И только настоящие строители знают, с чего начинается любая стройка.

— Запомните, товарищи курсанты, что любое строительство начинается с постройки туалета. Например, разбивая палаточный городок, необходимо одновременно с ним или даже раньше, если это будет возможно, построить отхожее место.

А ведь, подготовка строительной площадки, под устройство фундамента, на котором будет возводиться здание или сооружение - это всегда открытая местность. Тут тебе и ветер, и дождь, и снег, и палящие лучи солнца, и климатические условия местности, а также рельеф, категории грунтов и прочие. Строители не ждут от природы хорошей погоды, иначе бы они затянули многие стройки на десятки лет. Конечно, сначала создаются проекты, но потом кто-то использует их и строит, воплощает чьи-то идеи в жизнь.

Любое строительство - это еще и многоуровневый аппарат управления. Начиная с министерства и главка, включая промежуточные звенья - это УИРы и УНРы, а также заканчивая специалистами на местах - это прорабами, начальниками участков, мастерами и бригадирами. И каждый начальник или командир должен отвечать за свое ведомство или за свой участок, а также за подчиненных ему людей.

Например, крановщики, трактористы, водители другой техники, в основном проводят свой день, сидя. При этом они постоянно находятся в движении. У каждого из них своя специфика, но при этом и большая ответственность. Остальные строители, как правило, проводят свой рабочий день, стоя на ногах, за исключением, например, сварщика, который тоже может сидеть, стоять на коленках или вообще находиться в воздухе в подвешенном состоянии. Очень многие строительные специальности связаны с повышенным риском. В первую очередь это касается электриков, монтажников - высотников, но и не только их. Любая стройка, сама по себе, - это уже место с повышенной опасностью для всех, присутствующих на ней, людей.

Мне приходилось проводить инструктажи по технике безопасности со своими солдатами. Это должно делаться ежедневно. Но сколько не говори, из-за халатности и разгильдяйства нарушений по ТБ полным-полно. Поэтому своим солдатам я всегда любил повторять одну и ту же фразу, которая звучала примерно так:

— Товарищи солдаты, сколько бы я вам не рассказывал о правилах техники безопасности, настройки всегда бывают случаи, которые трудно предусмотреть. Поэтому помните, что любое место, где ведется строительство, является территорией повышенной опасности. Дома вас ждут родные и близкие люди, поэтому будьте предельно внимательны и постоянно бдительны. Никто не сможет постараться обеспечить вашу безопасность так, это вы можете сделать сами. Берегите себя и тех, кто работает с вами рядом.

Трудности, которые приходилось преодолевать лично мне в первые месяцы службы

Как я уже писал ранее, первые месяцы службы мне было предоставлено место для проживания в одной из комнат, расположенной в медсанчасти. Каждое утро, если я не был дежурным по части или ответственным по роте, мой день начинался с обычного подъема, после которого я приводил себя в порядок и шел в расположении роты. Затем, вместе с личным составом следовал в столовую, чтобы позавтракать. Это было обычное помещение с обеденными столами, каждый на 10 человек с длинными скамейками около него. Конечно, для нас стоял отдельный столик. Все офицеры и прапорщики, которые находились в части, могли прийти в столовую, чтобы поесть вместе со всеми. Можно сказать, что это было даже не просто позволением, а требованием к командному составу отряда. Если ты по какой-то причине, неважно по какой, не мог быть в городе и поесть там, то обязан был прибыть в столовую для приема пищи.

После завтрака у личного состава рот было немного свободного времени для посещения туалета и окончательного приведения себя в порядок. Затем весь личный состав отряда строился на плацу. На построении должны были присутствовать все офицеры и прапорщики, прибывшие в часть.

Командир части, и его заместители доводили до личного состава отряда всю важную информацию на текущий день. Офицеры и прапорщики могли быть вызваны из строя к командиру части. Им доводились особые указания. Также в этот момент могло быть объявлено поощрение или взыскание, например, за недостаточно опрятный внешний вид. Хотя, на отсутствие блеска сапог или туфель редко обращалось внимание. Впрочем, каждый офицер и прапорщик сам должен был следить за своей формой одежды и иметь надлежащий вид.

После построения на плацу, роты отправлялись на строительные объекты. Я постоянно присутствовал на строительстве автомойки, пока объект не был окончательно завершен. После этого первый взвод вместе с другими взводами роты был направлен на завод железобетонных изделий.

После прибытия на место, командир роты, как это говорится, ввел меня в курс дела. Он показал мне, чем занимаются каждый взвод, дал ценные указания и направил меня к личному составу первого взвода.

— Так, товарищ лейтенант, сходите-ка вы к первому взводу и проследите, чтобы все солдаты приступили к работе, чтобы перед каждым из них была поставлена своя задача, а также находился необходимый ему инструмент. Потом доложите мне.

— Есть, товарищ капитан, - ответил я своему командиру и пошел в указанном направлении. Хотелось показать свою активность и исполнительность, особенно, первое время, поэтому все команды я выполнял очень быстро. Об их исполнении сразу старался доложить. Это не было ни подхалимством, ни прогибом перед начальством, я всего-навсего исполнял свой долг и действовал, как нас учили.

Я нашел своего командира роты на другом краю объекта и доложил ему по всей форме об исполнении приказа.

— Товарищ капитан, ваше приказание выполнено. Личный состав первого взвода работой обеспечен. У каждого из солдат есть необходимый для работы инструмент.

— Хорошо, - сказал мне командир роты, - а теперь сходите ко второму взводу. Посмотрите, чем там занимается наши подчиненные. Вам необходимо быть в курсе всего, что должны исполнять бойцы нашей роты. Не спешите с докладом, посмотрите, как люди работают. Может быть, кому-то нужно что-то разъяснить, показать, как правильно нужно делать. Задача ясна, товарищ лейтенант?

— Так точно, товарищ капитан.

— Очень хорошо, тогда идите, позже доложите!

— Есть! - ответил я, козырнув рукой, приложив ее к краю фуражки, после чего направился в сторону объекта, на котором находился личный состав второго взвода.

Проходило какое-то время, и я шел искать своего командира роты, чтобы доложить ему об обстановке, но его нигде не было видно. Бойцы говорили мне, что он пошел в сторону первого взвода. Я направлялся туда, на все время опаздывал, так как командир роты был там, но уже ушел к другому взводу. Мне казалось, что я хожу по его следам.

— Наверное, он уже около третьего взвода, - говорили мне командиры отделений и улыбались.

Боясь, чтобы командир роты не подумал, что я отсутствовал на объекте, мне приходилось искать его. Так повторялось несколько дней, пока ко мне не подошел один из клерков своего командира.

— Товарищ лейтенант, вы очень быстро ходите туда-сюда. Наш командир роты покидает объект, но он не может сделать это на ваших глазах, а вы постоянно мешаете ему. Вот там за холмом, недалеко от нас, находится участок, там расположены гаражи. У капитана Чалгина есть свой гараж, где стоит его автомобиль Волга. Он постоянно чинит ее, иногда я помогаю ему в этом. В любом случае наш командир роты до обеда проводит свое время там.

Тогда мне стало понятно, почему я не могу найти капитана, и почему, иногда, он появляется перед самым обедом.

Да, на прием пищи в обеденное время, весь личный состав части возвращался в расположение отряда. Во время обеда, солнце стояло в зените. Как правило, ветра на улице и тучек на небе не было, воздух очень сильно раскалялся от нагретой поверхности земли и строений. Это особо было заметно, когда приходилось выходить из помещения казарм или из столовой на улицу.

— Что жарко? - спросил меня как-то замполит роты старший лейтенант Александр Давиденко.

Спустя какое-то время, я уже привык к тому, что в ротах офицеры и прапорщики обращались друг другу не по званиям, а по именам. Нет, конечно, это делалось не всегда, субординацию никто не отменял.

— Да, Саня, - сказал я.

— Но это уже не жара, ты просто не был тут в июле месяце. Ничего привыкнешь, все привыкают.

— Да, я знаю, что было жарче. Мне уже говорили об этом. Потом, я уже немного попривык.

Что касалось привычки, то первые дни я просто изнывал от жары, не знал, куда себя деть. Постоянно хотелось пить. Один раз, я за день выпил столько воды, что вечером боялся шагнуть. Вода просто булькала внутри меня и оттягивала мой желудок. Казалось, если я спрыгну с небольшой высоты, то мой желудок просто вырваться наружу и лопнет. Тем не менее, мне по-прежнему хотелось пить, а язык прилипал к небу. И хотя, благодаря моей практике аутотренинга, я не сильно потел, в тот день моя рубашка наполовину была мокрой от пота.

И все же, я нашел способ борьбы с жарой. Это произошло тогда, когда личный состав взвода, за которым я был закреплен, перевели на объекты завода ЖБИ (железобетонных изделий). Там в одном месте стояла бочка с водой, которую постоянно брали и снова наполняли бочку холодной водой. Я подошел к ней, чтобы зачеркнуть немного воды в ладони и умыть лицо. Этого показалось мне мало, тогда я снял с себя рубашку, чтобы немного обмыть торс. Наступила кратковременное блаженство. Чтобы продлить его, я решил проделать следующую процедуру, отстегнул погоны от рубашки и намочил ее. Для этого я опустил свою рубашку в бочку с водой, а когда она намокла, вытащил ее из бочки и отжал, но не полностью, а только так, чтобы с нее не капало. После этого снова пристегнул погоны к рубашке и одел ее на себя. Она показалась мне очень холодный, но уже через минуту я шел в ней, как ни в чем не бывало. Правда минут через 20 моя рубашка была уже полностью сухой. Меня хватило еще примерно на час. После этого я повторил процедуру еще раз. Когда рубашка снова высохла, то постарался потянуть время. Потом еще раз повторил ту же самую процедуру. Солнце клонилось к закату, жара постепенно спадала. Дневной зной уходил, поэтому больше можно было не мочить рубаху и спокойно терпеть.

После трех дней такой процедуры, каждый раз увеличивая разрывы во времени, я окончательно адаптировался. Днем старался не пить и терпел до вечера. Постепенно лицо и руки начинали темнеть от загара, а тело терять в весе. При всем этом, я чувствовал себя прекрасно.

Единственное, к чему еще пришлось привыкать первое время, это к усталости в ногах. Они просто ныли и гудели первое время. После обеда я шел к себе в комнату, в медсанчасть. У меня было около получаса свободного времени. Я садился на свою кровать и откидывался на нее, оставляя ноги на полу. Спать было нельзя, потому что скоро нужно было снова идти. Я находился в таком неподвижном положении минут 15 - 20, после чего вставал и шел в расположение своей роты. Недели через две или три, мне больше не нужна была эта процедура, я привык.

Лейтенант Валерий Малютин на Байконуре, Тюратам 1982 год
Лейтенант Валерий Малютин на Байконуре, Тюратам 1982 год

Вечером, после ужина, как правило, я находился в расположении роты до отбоя, после чего уходил к себе спать. Так прошел, примерно, месяц. Кто-то из офицеров, из числа наших преподавателей училища, говорил нам, что когда мы будем в войсках, то у нас могут быть проблемы с выходными днями в начале службы.

— Молодые офицеры, - говорил нам преподаватель, - первое время с головой уходят в службу, поэтому они могут не иметь выходных дней в течение месяца, двух или даже трех. Их командира, как правило, сами не отпускают лейтенантов на отдых. Поэтому, чтобы такого не случилось с вами, подойдите к своему командиру и попросите его отпустить вас на выходной день.

Мне пришлось последовать этому совету. Он был очень кстати.

— Товарищ капитан, - обратился я к командиру роты, - у меня уже целый месяц не было выходных дней. Разрешите мне завтра выходной день, чтобы убыть в город и погулять там, а также отдохнуть от службы?

— Да, я уже и сам подумал о том, что ты давно не был на выходном дне, - сказал мне командир роты. - Хотел сам предложить тебе завтра сходить на выходной.

Офицеры нашего отряда имели только по одному выходному дню. По крайней мере, это касалось командования рот. Замполиты отдыхали по средам, а мы заместители командиров рот по общим вопросам имели выходной в воскресенье.

С утра я сходил в столовую на завтрак, после чего вернулся в расположение медсанчасти и лег спать. Утром в городе все равно делать было нечего, поэтому я имел возможность выспаться. Перед обедом в город шла машина. Как минимум половина офицерского состава уезжала в город, где обедала, после чего возвращалась обратно. Я же уехал на машине в город вместе со всеми, но остался там, и вернулся в расположение отряда только к вечеру, после чего снова лег спать. Так я получил свой законный выходной день. Теперь каждое воскресенье я проводил в городе.

Продолжение следует

Начало - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - часть 7 - Продолжение

Рекомендуемые статьи:

  1. Экзамен по немецкому языку - последняя статья про курсантские годы

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить продолжения.

Ставьте лайки, пишите комментарии и делитесь статьями на страницах своих соцсетей. Буду вам благодарен за это, так как мне будет приятно, а мой канал будет развиваться дальше.

Желаю всем здоровья и счастья!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц